Беларусь и Россия смогут договориться об отмене обязательства Беларуси перечислять нефтепошлины в бюджет РФ, как смогли договориться об утилизационном сборе, оптимистично утверждает первый вице-премьер РБ В.Семашко.
Однако его интерпретация достигнутых недавно в Москве устных договоренностей между Путиным и Лукашенко заставляет более пристально именно с политической точки зрения взглянуть на эту проблему.
"Разные механизмы есть, они обсуждаются, самое важное - это принципиальные договоренности. С утилизационным сбором мы же решили вопрос, решим и с этим. Президенты договорились, что мы не будем заглядывать за 2015 год. А в 2015 году будет обсуждаться вопрос, каким образом все пошлины оставить в бюджете Беларуси. Было бы абсолютно правильно, если бы такое изъятие было исключено", - ответил сегодня Семашко на соответствующий вопрос.
В 2013 году Беларусь отдала в российский бюджет $3,3 млрд. нефтепошлин. В 2014 году при текущей цене на нефть и заявленном объеме импорта в 23 млн. тонн нефти цена вопроса может вырасти до $3,6-3,8 млрд.
По словам Семашко, если бы в прошлом году удалось оставить эти $3,3 млрд в бюджете РБ, то снизилось бы давление на ЗВР, девальвация нацвалюты была бы более плавной, а инфляция бы замедлилась.
"Если бы эти пошлины оказались в нашем бюджете, мы бы себя иначе чувствовали", - заявил Семашко.
Иначе бы мы себя все равно не чувствовали – с этим заявлением Семашко, как это часто случается, погорячился. Ибо отрицательное сальдо текущего счета Беларуси в 2013 году (читай – дефицит валюты) составило $7,3 млрд, то есть нефтепошлины не покрыли бы и половины. Ну, разве что объем ЗВР на конец года был бы больше, и не пришлось бы выпрашивать кредит у ВТБ на 450 млн. долларов и закрывать 2013 год хитрыми межбанковскими схемами.
Но суть не в этом. Эта фраза «не заглядывать за 2015 год» очень хорошо отражает степень политического недоверия, существующего между РБ и РФ, точнее – между Путиным и Лукашенко.
С одной стороны, Путин де-факто готов выделить 1,5 млрд. долларов на избирательную кампанию Лукашенко в 2015 году. Но при этом он не готов обсуждать дальнейшее финансирование белорусской экономики, пока не убедится в том, что занявший сегодня место Зенона Позняка Лукашенко после очередного оглушительного переизбрания в 2015 году не взбрыкнет против интеграционного процесса.
В свою очередь Лукашенко, особенно на фоне украинских событий, убедившись в полной мере, чего на самом деле стоят гарантии РФ независимости и территориальной целостности стран-соседей, не исключает, что Путин может сыграть в свою игру на предстоящих белорусских выборах. Такой вариант вполне реален, учитывая резко возросшую активность пророссийских структур в Беларуси.
Лукашенко в 2015 году переизберется – этот факт никто не ставит сегодня под сомнение. Вопрос лишь в том, какую цену может запросить Путин за дальнейшее спонсорство белорусской экономики. Варианты есть разные: от вхождения 5 областями в состав РФ или белорусской автономии типа Крыма до более реалистичных типа продажа оставшихся стратегических предприятий российским инвесторам.
Не исключено, что согласие Лукашенко «не заглядывать за 2015 год» является этаким запасным выходом в случае обострения ситуации тем, чего опасается Путин – взбрыкнет и застопорит создание ЕАЭС.