Концерн Белнефтехим расписался в полной неспособности хоть как-то управлять или влиять на процесс поставок давальческой нефти на белорусские НПЗ с последующим экспортом нефтепродуктов, следует из комментария анонимного представителя концерна, опубликованного Interfax.by.
Мнение концерна появилось в прессе в связи с утверждением Минэнерго РФ, что белорусская сторона, в частности Белнефтехим пытается контролировать процессинг российской давальческой нефти на НПЗ с тем, чтобы как можно больше произведенных нефтепродуктов оставлять в стране, а не возвращать в Россию.
Звучит, безусловно, абсурдно по той причине, что экспорт нефтепродуктов в любую страну, включая Россию, более выгоден и давальцам и белорусским НПЗ, поскольку рентабельность поставок на внутренний белорусский рынок стремится к нулю. Однако концерн счел необходимым ответить еще большим абсурдом на этот абсурд.
"Концерн Белнефтехим не может никак влиять на объемы нефтепродуктов, которые производятся по давальческой схеме", - заявил анонимный представитель концерна.
Выходит, что российские поставщики давальческой нефти что хотят, то и творят на белорусском рынке нефтепродуктов. Однако на самом деле концерн действительно осуществляет контроль и оказывает влияние на объемы, имея при этом несколько инструментов воздействия.
Во-первых, российские давальцы поставляют нефть на белорусские НПЗ только через свои дочерние/партнерские структуры, являющиеся резидентами РБ. Таким образом, белорусские власти автоматически получают возможность влияния на нефтяных резидентов РБ.
Во-вторых, почти весь объем поставок нефти осуществляется по нефтепроводу, что автоматически исключает модель поведения «поставлю столько нефти, сколько захочу, причем в тот момент, когда захочу». В этой связи график поставок, а также квоты (!!!) поставщиков и давальцев согласовываются за 2-3 недели до начала отчетного месяца, что опять же дает возможность полного контроля над поставками нефти и последующим распределением экспорта нефтепродуктов.
Есть и иные методы воздействия на поставщиков, давальцев, экспортеров, которые позволяют концерну в зависимости от политической и экономической конъюнктуры выступать как против, так и на стороне российских давальцев.