Действующая в Беларуси экономическая модель неспособна противостоять вызовам глобального экономического кризиса. Этот тезис подтвердило время, и с ним согласились многие высокопоставленные представители белорусских властей, заявившие или, по крайней мере, намекнувшие на срочную необходимость структурных реформ.
Однако Минэкономики Беларуси живет в некой своей реальности и упорно отказывается замечать происходящие в стране процессы и смену приоритетов. Представители этого ведомства продолжают говорить о возможности роста ВВП на 1-2% в 2009 году и перечислять условия, которые позволят выполнить этот прогнозный показатель.
"Для роста ВВП в 2009 году на уровне на 1-2% необходимо обеспечить объем производства в промышленности на уровне не менее 100% с учетом других сфер экономики", - заявил сегодня на брифинге начальник главного управления промышленности, транспорта и связи министерства экономики Владимир Дерновой, слова которого цитирует "Interfax.by".
По его словам, в Беларуси "пока рецессии нет".
По меньшей мере, странно слышать подобные утверждения на фоне опубликованного в отрытом доступе письма белорусских властей в адрес МВФ. В документе за подписями премьера С.Сидорского и главы Нацбанка П.Прокоповича черным по белому написано, что белорусские власти ожидают снижение ВВП в 2009 году примерно на 3%. Причем, этот прогноз был сделан на фоне некоторого сезонно-весеннего улучшения в белорусской экономике и уже не отражает реалий конца лета.
Не менее странным сегодняшнее заявление представителя Минэкономики смотрится и на фоне опубликованной заключительной записки МВФ, в которой эксперты фонда делают неутешительный вывод – рецессии не избежать. Кроме того, МВФ настоятельно рекомендует властям отказать от целевых прогнозов, как на макроэкономическом уровне, так и в разрезе предприятий.
Это и позволяет предположить, что чиновники Минэкономики живут в некой своей параллельной реальности, в которой нет МВФ с его прогнозами, выводами и констатацией тех мрачных последствий, причиной которых стала проводимая властями на протяжении всего кризисного года политика сохранения ростов промпроизводства.
Вне всякого сомнения, Минэкономики имело возможность заблаговременно ознакомиться с документом МВФ, который сегодня появился в открытом доступе, и соответственно скорректировать публичные выступления своих чиновников.
Но, несмотря на утверждение МВФ, что «свободный доступ к российскому рынку более не является гарантированным», Минэкономики по-прежнему ждет оттуда хороших вестей.
"В настоящее время ведется работа, на уровне отраслевых министерств согласован дополнительный перечень продукции (попадающей в России под преференциальный режим в рамках госзакупок)", - сообщил Дерновой.
По его словам, в этот перечень предлагается включить ряд дорожной, строительной, коммунальной техники, продовольственных товаров. А уже согласованные примерно 40 товарных позиций будут включены в приказ российского Минэкономразвития.
Но согласование, включение в список и его дальнейшее утверждение приказом МЭР России вовсе не означает восстановление спроса на российском рынке. Россия, конечно, будет покупать товары в Беларуси, но только исходя из реального спроса и реальных потребностей.
Минэкономики или не успевает следить за информационным потоком или явно не хочет соглашаться с мнением МВФ о том, что время свободного доступа на российском рынке уже безвозвратно ушло.
Но если выводы МВФ для министерства не авторитет, то можно было обратить внимание на интервью Лукашенко по итогам встречи с президентом РФ Д.Медведевым в Сочи, в ходе которого Лукашенко всем своим дал понять, что «халявы» на российском рынке больше не будет.
Эксперты в последнее время часто говорят, что белорусские чиновники не могут адоптироваться к новым реалиям. Судя по ВВПэшной части г-на Дернового, они даже не пытаются, потому что не хотят. Им хорошо в своей реальности. Может быть по этой причине, каждое новое выступление Минэкономики является копией предыдущего, в которой лишь меняются отдельные цифры и показатели.