Власти Туркмении, провозгласившей курс на либерализацию и открытость экономики, впервые признали наличие в стране роста потребительских цен, охарактеризовав его как умеренный.
Чиновники также предупредили отечественный бизнес о том, что ему нужно готовиться к честной конкуренции с иностранными компаниями на открывающемся внутреннем рынке.
"Темпы инфляции - умеренные, то есть прирост индекса потребительских цен ниже 10 процентов в год. Однако в ближайшей перспективе стоит задача снизить темп инфляции до уровня стран с устойчивой экономикой (два-четыре процента в год)", - цитируют туркменские СМИ в пятницу сотрудника Госкомстата, до сих пор одного из самых закрытых ведомств.
Международные финансовые организации давно указывают на недостаточную прозрачность официальной статистики Туркмении, затрудняющую независимые оценки макроэкономических показателей.
Избранный в феврале после смерти в конце 2006 года туркменского диктатора Сапармурада Ниязова, новый президент страны Курбанкули Бердымухамедов на следующей неделе посетит Брюссель для переговоров с руководством ЕС. До этого он побывал в США, пообещав стимулы инвесторам.
Запад, который хотел бы с помощью Туркмении ослабить свою зависимость от импорта газа из России, обещает новым туркменским властям дружбу в обмен на постепенные либеральные реформы. Туркмения пока ограничена в маршрутах экспорта трубопроводами российского Газпрома.
Власти богатой природным газом и обладающей нефтяными месторождениями страны обещают иностранным инвесторам стимулы и защиту прав собственности. В октябре президент подписал новую редакцию закона иностранных вложениях, гарантирующую легальную продажу иностранцам недвижимости, акций и других активов.
На 2009 год страна запланировала деноминацию, после которой изображение Туркменбаши останется лишь на одной из купюр. Власти сообщили, что деноминация приблизит курс маната к рыночному (сегодня официальный курс маната в четыре раза выше, чем реальный) и упомянули возможность возвращения ко внешним займам. Конвертация туркменского маната была ограничена в 1998 году, когда Ниязов закрыл обменные пункты. Население с тех пор обменивает валюту на черном рынке.
Бердымухамедов призвал к отказу от непрозрачной статистики и двойной бухгалтерии, которые являются барьером для иностранных инвестиций в богатую природным газом страну.
При Ниязове загадкой оставалось даже точное число жителей Туркмении: оценки колебались от пяти до семи миллионов.
Статистики обещают перемены к лучшему.
"Мы совершенствуем это дело. Сотрудничаем с Евростатом, со статагентством СНГ, чтобы привести показатели к мировым стандартам", - сказал Рейтер представитель Госкомстата в пятницу. По его словам, вскоре статданные могут стать более подробными и регулярными.
"В условиях глобализации невозможно установление каких-либо барьеров, создание замкнутой экономики. Это означает, что отечественные предприятия должны конкурировать с иностранными компаниями как внутри страны, так и за рубежом", - говорится в материале Госкомстата, опубликованном в пятницу в "Нейтральном Туркменистане", единственной в стране русскоязычной газете.