США пообещали Туркмении поддержку в ответ на обещание "постепенной" либерализации, и дали понять, что хотят участвовать в развитии энергетического сектора богатой газом страны.
Госсекретарь США Кондолиза Райс во вторник приняла впервые посетившего США президента Туркмении Курбанкули Бердымухамедова и обсудила с ним состояние политических свобод, судебной системы в Туркмении, а также развитие экономики, в том числе с участием американских компаний.
"Госсекретарь дала понять, что мы хотим быть хорошими друзьями народа Туркменистана и помочь стране развиваться как независимой нации", - сообщил представитель Госдепа США Гонзало Галлегос по итогам встречи.
Бердымухамедов, впервые появившийся в Америке с момента прихода во власть в феврале 2007 года после кончины диктатора Сапармурада Ниязова, предупредил, что либерализация не будет быстрой, а государство сохранит ведущую роль в экономике.
Он сказал также, что надеется улучшить имидж изолированного государства.
"Кооперация с США имеет для нас большое политическое значение, так как неминуемо ведет к росту престижа страны, создает определенный имидж надежного партнера как среди политиков, так и среди деловых людей", - сказал Бердымухамедов на встрече с бизнесменами.
Ниязов, внезапно скончавшийся в декабре 2006 года от остановки сердца, был за океаном по приглашению Билла Клинтона в начале 1998 года. Тогда был подписан пакет соглашений, в том числе и о подготовке ТЭО впоследствии замороженного проекта Транскаспийского газопровода. После смены власти в Туркмении администрация США с энтузиазмом вернулась к этой идее.
"Я наслышан о беспокойствах по поводу этих проектов. Главное из них, хватит ли у нас ресурсов выполнить заявленные обязательства. Отвечаю: хватит и более того, мы гарантируем их выполнение. Вновь открытые гигантские месторождения Южный Иолотань, Осман, Яшлар обладают большими подтвержденными ресурсами газа", - сказал он.
"Все это и обуславливает нашу уверенность при разработке разных маршрутов транспортировки. Не говорю еще о ресурсах газа туркменского сектора шельфа Каспия и еще не разведанных месторождениях на суше".
США и Евросоюз надеются снизить зависимость от поставок газа из России, однако Туркмения экспортирует почти весь газ через РФ и ограничена в вариантах диверсификации поставок.
Ашхабад за последние несколько месяцев объявил сразу о нескольких масштабных проектах поставок газа через пока не существующие трубопроводы: это маршрут в Китай через Узбекистан и Казахстан, газопровод в Турцию по дну Каспия и в Пакистан через воюющий Афганистан.
Туркмения граничит с Ираном, с которым у США напряженные отношения. В период предыдущей - афганской - кампании в регионе американцы активно использовали территорию стран Центральной Азии, включая Узбекистан, но не Туркмению, для базирования военной авиации. Подобные союзы вызывали резкую критику правозащитников. Недовольства военным присутствием США в регионе не скрывала и Москва, и в итоге США потеряли узбекскую базу вблизи афганской границы.
Туркмения, в то же время, ищет союзников. После долгих лет изоляции от внешнего мира Ашхабад делает первые шаги на пути либерализации внутренней политики. Кроме того, страна изучает возможность смягчения визового режима в надежде на приток туристов и намерена предложить иностранным инвесторам налоговые льготы и права на долгосрочную аренду.
Накануне визита в США Бердымухамедов пообещал Туркмении либерализацию экономики, а в США добавил, что переход будет "постепенным".
"Наконец, о роли государства и его регулирующих функциях в экономике. В Туркменистане, его постепенном движении к рынку эта роль будет оставаться высокой, определяющей еще на протяжении ряда лет", - сказал он.
"В регулировании инвестиционной деятельности мы будем стремиться, в первую очередь, к привлечению капитала не в виде денег, а в виде новейших технологий, в том числе организационных".