9 августа 2007 года коллегия Министерства юстиции Республики Беларусь, ссылаясь на часть третью статьи 17 Закона о политических партиях, отказала в регистрации союза политических партий «Союз левых партий». Официальный ответ Партия коммунистов Беларуси получила сегодня.
С одной стороны ничего неожиданного в решении Минюста не наблюдается. После первой неудачной попытки зарегистрировать СЛП уже было понятно, что белорусскому режиму, озабоченному созданием партии власти «Белая русь» не нужна укрупненная тремя партиями – ПКБ, БСДП(Г) и партия женщин «Надзея» - политическая сила оппозиционного толка. Но с другой стороны мотивировочная часть, поясняющая отказ министерства в регистрации движения, заставит усомниться в адекватности принятого Минюстом решения даже ярого идеологического противника коммунистов.
Основная причина отказа, как говорится в официальном письме Минюста, заключается в том, что имеющаяся среди прочих документов выписка из протокола заседания совета партии «Надзея» от 15.06.2007 не имеет юридической силы, и с юридической точки зрения она фактически не представлена, значит, СЛП не выполнил требование закона. Но «фишка» даже в не том, что из-за одной бумажки, которая на самом деле есть, заворачивают весь пакет документов: такое я явление в Беларуси среди госчиновников встречается повсеместно, ежедневно или даже ежеминутно. Интересны те разъяснения, как Минюст пришел к подобному умозаключению.
Среди представленных материалов имеется выписка из протокола заседания Совета Белорусской партии женщин "Надзея" (далее - БПЖН) от 15.06.2007. Оказывается, текст первой страницы выписки полностью соответствует выписке из протокола заседания совета партии женщин от 12.12.2006, то есть накануне первой попытки зарегистрировать СЛП. Тогда Минюст отказался зарегистрировать союз по той лишь причине, что его учредительный съезд прошел за границей – в Чернигове.
Затем, сравнивая сам протокол заседания (Минюст проводит проверку партии «Надзея») и выписку из него чиновники из ведомства обнаружили вопиющую разницу: в выписке из протокола при отражении состава присутствующих употреблено слово "Присутствует", а в самом протоколе - слово "Присутствуют" (единственное и множественное число). Кроме того, отметили в Минюсте, «протокол имеет заголовок, который не соответствует заголовку выписки из него».
«В протоколе в разделах "Слушали" и "Выступили" приведено, соответственно содержание сообщения руководителя партии и краткое содержание сообщений трёх членов Совета…, однако, в выписке из этого протокола данные тексты отсутствуют», - рассуждают чиновники, которым неведомо различие между самим документом и выпиской из него, которые, по-видимому, путают слово «выписка» со словом «ксерокопия».
Документ большой и длинный. Но, можно сказать, что, в том числе и инициал, отражающий имя руководителя партии женщин, записанный в выписке «с малой буквы, то время как в самом протоколе - с заглавной», позволил чиновникам сделать вывод о том, что выписка протокола заседания Совета партии «Надзея» от 15.06.2007 является сфальсифицированной.
«Она изготавливалась на компьютере методом копирования фрагментов выписки из протокола заседания Совета от 12.12.2006», - сделали достойный Шерлока Холмса вывод чиновники Минюста.
Второй причиной отказа стало неправильное оформление платежки по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию союза.
«В банковском документе должно быть название объединения, за государственную регистрацию которого внесена соответствующая плата, однако, союз представил платёжные документы, не содержащие названия союза, за государственную регистрацию которого должна была быть уплачена государственная пошлина», - отметили зоркие специалисты Минюста, сделав «трагический вывод»: « нет оснований говорить о том, что в Минюст представлены необходимые платёжные документы».
Между тем, партии-учредители «Союза левых партий» имеют все основания считать представленный официальный ответ Минюста недействительным. Во-первых, решение об отказе в регистрации приняла, как следует из ответа, коллегия Минюста, а подписала его почему-то исполняющая обязанности начальника управления общественных объединений Е.О.Кириченко.
Во-вторых, чиновникам из министерства ничто не помешало допустить ошибки в официальном документе Минюста, написав, к примеру, следующее: «…пастановкой на учет и снятием с учета…».
«Документ, который получили партии – учредители союза, во всех отношениях уникальный. Он не поддается ни юридическому, ни политическому анализу. Здесь более уместны, пожалуй, комментарии врача-психотерапевта и лингвиста», - очень правильно, на наш взгляд, «росставил окценты» лидер ПКБ Сергей Калякин.