Главы внешнеполитических ведомств Британии, Австрии и Евросоюза, а также комиссар Европейского союза по внешним связям, попросили Россию уделить особое внимание Белоруссии. По мнению одного из высокопоставленных представителей Европейской комиссии, Россия должна быть заинтересована в том, чтобы в Белоруссии была демократия и соблюдались права человека. В случае отсутствия прогресса в решении Минском этих вопросов ЕС не исключает возможности замораживания белорусских активов в Европе.
В интервью Би-би-си Александр Милинкевич, единый кандидат в президенты Белоруссии от оппозиции на выборах 2006 года, рассказал о своем видении ситуации вокруг Белоруссии и путях решения проблем, с которыми эта страна может столкнуться в будущем.
Би-би-си: Сможет ли какая-либо оппозиция в Белоруссии составить серьезную конкуренцию Александру Лукашенко на президентских выборах 2006 года, если не будет помощи из Кремля?
Милинкевич: Думаю, поддержка демократических процессов и со стороны России, и со стороны Европы для нас чрезвычайно важна. Но, в первую очередь, мы рассчитываем на свои силы. Все хорошо понимают, что в Белоруссии выборов в демократическом значении этого слова давно уже нет. На последних парламентских выборах на многих участках голоса не считали, а просто писали в протоколы заранее сказанные сверху проценты.
Поэтому мы относимся к президентским выборам будущего года как к возможности широкой политической кампании. Мы хотим прийти к людям, принести им информацию, поскольку в Белоруссии огромная проблема - это отсутствие альтернативной информации.
Би-би-си: Вы говорите, что оппозиция надеется на свои силы, не слишком рассчитывая на помощь извне. Но есть ли эта помощь?
Милинкевич: Очень большая моральная помощь [есть] со стороны Европы, которая приняла очень много резолюций в отношении того, что в Белоруссии нарушаются права человека, не соблюдается конституция, нет прозрачных выборов.
Позиция Москвы более сдержанная. Как правило, представители России, которые приезжают к нам на выборы, признают эти выборы, хотя очевидно, что они нечестные.
Би-би-си: Официальная Москва всегда поддерживает Лукашенко?
Милинкевич: [Если судить] по прошлым годам, [Кремль] фактически всегда - за Лукашенко. Я очень надеюсь, что в Москве политики, принимающие серьезные решения, поймут, что очень важно сегодня поддерживать демократическую оппозицию, потому что в Белоруссии вообще нет русофобии, и в Белоруссии никогда не может выиграть антироссийский политик. Хотя Лукашенко постоянно говорит, что если не он, то враги России или шовинисты-националисты [выиграют на выборах], что есть абсолютная неправда.
Мы надеемся убедить российских политиков, что самая большая перспектива России - если мы хотим говорить о дружбе и сотрудничестве - в том, чтобы поддержать будущее Белоруссии, [а] именно - демократические силы.
Би-би-си: Как белорусская оппозиция относится к Союзному государству России и Белоруссии?
Милинкевич: С нашей точки зрения, эта тема испорчена демагогией, и в этом вина белорусской стороны.
У людей - об этом говорят социологические исследования - в последнее время появился скепсис в отношении того, можно ли вообще построить Союзное государство.
Еще мне кажется, что в самом начале проект со стороны Белоруссии совершенно не предполагал серьезного экономического базиса. А именно это делает крепкими такие союзы.
Для Лукашенко это [Союзное государство России и Белоруссии] был личный проект. Всем известно, что у него было желание попасть в Кремль, когда там еще был Ельцин. Сейчас это желание угасло, поэтому Белоруссия в лице Лукашенко чаще всего и тормозит этот договор.
Би-би-си: А что намерена сделать с договором о едином государстве России и Белоруссии оппозиция в случае своего прихода к власти?
Милинкевич: В Белоруссии этот проект никогда серьезно не обсуждался. Считаю, что когда речь идет об объединении, глубокой интеграции, нужно выслушать все точки зрения - левых, правых, представителей разных партий.
У нас всегда монолог в телевизоре, поэтому раз не было дискуссии, то очень сложно оценить мнение о чем-то. Скажем, сейчас конституционные акты [Союзного государства] готовятся, но никто из нас их не видел, поэтому трудно иметь какое-то мнение.
Би-би-си: Санкции, уже введенные Евросоюзом в отношении Белоруссии, а также те, которым Европа угрожает Минску, - они оказывают какое-нибудь влияние на белорусскую власть?
Милинкевич: Насколько я знаю, санкции никогда не приводили к падению диктаторских режимов. Они лишь вели к самоизоляции этих режимов. Поэтому я не думаю, что это [санкции] - самый действенный рычаг.
Но, например, такие санкции, как невыдача виз людям, которые явно нарушают законы, особенно во время выборов, я одобряю.
Санкции больше всего бьют по простым людям, которые и так живут не очень хорошо.
Би-би-си: Бывали случаи, когда Россия перекрывала подачу газа в Белоруссию по экономическим, а, возможно, и по политическим причинам. Такого рода санкции являются достаточно действенными?
Милинкевич: Знаю одно: когда Москва устроила историю с вентилем [приостановила подачу российского газа в Белоруссию], то именно Лукашенко сильно повысил свой рейтинг на жесткой антироссийской риторике. Это как бы консолидировало народ вокруг него. Перспектив у такой политики я тоже не вижу.
Би-би-си: На Западе высказывают опасения, что после ухода Лукашенко с политического олимпа в Белоруссии может наступить период хаоса и полной дестабилизации. Что делает оппозиция, чтобы развеять такие опасения?
Милинкевич: Демократическая оппозиция - это очень широкий круг политической элиты Белоруссии. У нас есть программа действий и в отношении России, и в отношении Запада, мы ее неоднократно озвучивали.
Поэтому нельзя сказать, что [в оппозиции] собралась группа неопытных политиков, которые намерены неизвестно куда вести страну.
[Возвращаясь к нашей программе], скажу, что она предусматривает cохранение отношений добрососедства с Россией. Россия - наш стратегический партнер. Мы готовы учитывать ее интересы. Денонсации существующих договоров между Россией и Белоруссией не будет.
В отношении Запада - мы хотели бы вывести страну из самоизоляции. Беларусь по конституции - нейтральная страна, и большинство людей желает сохранить этот статус. То есть, вопрос не стоит о вступлении Белоруссии в НАТО.
Что касается Евросоюза, то мы бы хотели со временем стать членами европейского сообщества. Однако мы понимаем, какой долгий путь у нас впереди. Поэтому пока Белоруссия должна пройти свой долгий путь возвращения к демократии.