Правительство Казахстана может воспротивиться покупке канадской нефтяной компании PetroKazakhstan китайской фирмой CNPC за $4,2 миллиарда, считают некоторые эксперты.
Власти Казахстана отказались прокомментировать продажу PKZ, однако близкие к сделке источники указали, что они пока не одобрили поглощение, о котором было заявлено в понедельник.
Сама PKZ, основные активы которой расположены в Казахстане, не придает особого значения одобрению со стороны правительства, однако деловые круги считают, что за властями остается последнее слово.
Источник в казахском нефтепроме сказал, что молчание правительства говорит о том, что оно пока ничего не решило относительно продажи PKZ. Отношения казахских властей с канадской фирмой отнюдь не всегда были радужными.
Правительство Казахстана в последние годы стремится ужесточить контроль над нефтяным сектором. В обмен на одобрение покупки PKZ оно может потребовать уступки от китайской CNPC, указали источники в промышленности. Камнем преткновения может стать принадлежащий PKZ НПЗ в Чикменте, который является крупнейшим в Казахстане и которым власти сами хотели бы завладеть. Однако CNPC не желает отказываться от этого актива, указывают источники.
"НПЗ является составной частью компании (PKZ) и одной из причин ее привлекательности", - сказал осведомленный источник.
Правительство Казахстана контролирует цены на топливо, не позволяя им расти благодаря ограничениям на экспорт нефти.
PKZ считает, что не обязана подчиняться государству и придерживаться установленного им "потолка" цен, поскольку купила НПЗ, когда он был приватизирован, и поэтому вправе продавать нефтепродукты по рыночным расценкам.
Регулирующие органы не согласны в этом с канадской фирмой и преследовали ее в судебном порядке, обвиняя ее в ценовом диктате и монополизме. Некоторые аналитики считают, что конфликт можно разрешить, если государственный нефтяной концерн КазМунайГаз купит вызывающий споры НПЗ. При этом правительство может сослаться на принятый в прошлом году закон о недрах, который утверждает преимущественное право государства при заключении подобных сделок, считают аналитики.
PKZ утверждает, что закон о недрах неприменим в данном случае, поскольку речь идет о сделке с акциями компании, имеющей листинг за рубежом, а не о продаже казахского актива.
Мало кто в казахском нефтепроме полагает, что государство согласится с таким толкованием закона о недрах.
"Для заключения такой сделки требуется одобрение правительства... Эти акции ничего не стоят без конечного одобрения казахских властей о смене владельца реальных активов".
Если казахские власти все-таки настоят на своем и решат приобрети НПЗ, CNPC придется смириться, чтобы вообще не потерять доступ к месторождениям в Казахстане, разрабатываемым PKZ. Запасы нефти являются главной целью китайской компании, и она сможет поступиться экспортом нефтепродуктов.
CNPC также предстоит выдержать конкуренцию со стороны индийской компании ONGC, которая заявила, что может сделать аналогичное предложение о покупке PKZ.
Тем не менее, аналитики ожидают, что в конечном итоге канадская фирма достанется CNPC.