Очевидно, многие еще не поняли, чем чревато заявление концерна "Белэнерго" об отключении с 1 ноября света и тепла потребителям-должникам. По словам президента концерна "Белэнерго" Евгения Мишука, 13,5 тыс. субъектов хозяйствования с начала года задолжали энергетикам 167 млрд. рублей. Однако на сегодняшний день только каждый шестой недоимщик согласовал с концерном графики расчетов.
Отключение от энергии как мера выбивания долгов предпринималось и раньше, но большей частью касалось административных зданий, отдельных цехов. В защиту работающих производств вставали местные органы управления. И слишком дорогой товар отпускался порой без всякой надежды на его оплату. Но экономическая ситуация нынче не та. Стремительно растут цены на нефть, газ и электроэнергию.
Как сказал генеральный директор ГП "Белтрансгаз", заключение контрактов на поставку российского газа в будущем году весьма осложнено неплатежами. Какой интерес обладателям дефицитного энергетического товара продавать его необязательным партнерам? С 3 октября в Беларусь прекращена поставка электроэнергии из Литвы. Камнем преткновения стали 56 млн. долларов долгов за 1998 - 1999 годы. (Правда, по заверениям Евгения Мишука, это не скажется на энергетическом балансе страны - дефицит восполнит РАО "ЕЭС России", хотя и этой энергетической компании Беларусь должна порядка 26 млн. долларов.) Ситуация весьма щекотливая. Как известно, Украина в качестве альтернативы денежным расчетам за российские энергоносители предложила акции своих предприятий. Как бы не пришлось и нам делать то же.
Понимая серьезность проблемы, концерн "Белэнерго" с начала года не только полностью оплачивал все текущие платежи за газ и электроэнергию, но понемногу погашал долги прошлых лет. Скажем, задолженность перед РАО "ЕЭС России" сократилась на 13 млн. долларов. Но финансовые и кредитные возможности энергетиков на пределе. А жесткая платежная дисциплина внутри страны так и не налажена. Виновники половины всей республиканской задолженности за тепловую и электроэнергию - аграрии. Строительный и жилищно-коммунальный комплексы оплачивали их на 79 процентов и т.д. По словам Евгения Мишука, 11 тысяч предприятий уведомлены о возможном отключении от энергии до уровня "аварийной брони". Президент концерна заверил, что ситуация будет под контролем и случайности вроде отключения больниц и т.п. невозможны. Он также подчеркнул, что РАО "ЕЭС России", применив в свое время тактику отключения должников, сегодня собирает плату на 100 - 104 процента, причем деньгами.
Впрочем, достаточно сложно проводить аналогии. В России не платить за энергию умудрялись даже вполне состоятельные предприятия. В нашей ситуации, скорее всего, речь пойдет о жизни и смерти хозяйствующих субъектов. С начала года официальный курс доллара, а следовательно, и стоимость энергоносителей выросли более чем втрое. Продукция, особенно энергоемкая, становится непомерно дорогой и на внутреннем, и на внешнем рынках. Ведь рост объемов производства последние 5 лет шел без серьезной инвестиционной поддержки, а значит, на старой, энергозатратной технологической базе. Кроме того, стоимость энергоносителей для отечественных производственников завышена вдвое за счет перекрестного субсидирования. А в сумме из-за привязки к растущему курсу доллара наши энергоцены вчетверо больше российских. Хотя во всем мире (кстати, так было и в СССР) предприятия получают тепло и электроэнергию дешевле, чем население.
По программе развития энергетики страны на ближайшие 15 лет предусмотрена ликвидация перекрестного субсидирования за два года, если, конечно, не вмешаются форс-мажорные обстоятельства. А пока производственникам придется сполна расплачиваться за энергоносители по существующим тарифам.