Одной из главных экономических новостей начала текущей недели (а в некотором смысле и политических) стало возобновление Беларусью и Узбекистаном действовавшего до 1995 года соглашения о клиринговых поставках. Неожиданно для всех бывший «главный налоговик» Беларуси Николай Демчук, после своей отставки назначенный послом в Узбекистане, проявил дипломатический талант в развязывании гордиева узла внешнеполитических и внешнеэкономических отношений двух бывших республик СССР.
В конце прошлой недели узбекское правительство дало официальное «добро» на осуществление бартерных операций с Беларусью на межгосударственном уровне. Буквально в понедельник концерн «Белресурсы» получил проект и спецификацию клирингового контракта. Как сообщили корреспонденту «БДГ» в «Белресурсах», этот документ будет подписан в течение ближайших недель, и уже к концу сентября начнутся реальные поставки продукции.
Плодоовощная продукция — это, конечно, важная составляющая контракта, но не ведущая. Ведущей составляющей контракта, как и в былые времена, и как это оговаривалось на встречах белорусских и узбекских руководителей (последняя из них состоялась в августе этого года во время переговоров узбекской делегации в Минске с Владимиром Ермошиным и курирующим в правительстве среднеазиатское направление Борисом Батурой), является хлопок.
До 1995 года, когда из-за межличностных разногласий лидеров двух стран — Александра Лукашенко и Ислама Каримова — сотрудничество по клирингу было полностью и со скандалом свернуто, Барановичский и Гродненский хлопчатобумажные комбинаты получали до 18 тыс. т хлопкового волокна в год. Хлопок в обмен на белорусскую сельхозтехнику станет главным предметом нового соглашения. Правда, только со следующего года — урожай 1999 года уже распродан Узбекистаном по фьючерсным контрактам. Однако в следующем 2001 году, как обещала узбекская сторона, Беларусь сможет получать это стратегическое сырье по клирингу. Для нашей страны даже резервируется определенная квота. Ее размер будет уточнен в ходе дальнейших переговоров в рамках соглашения.
Что касается первого контракта, то планируется, что, кроме винограда и прочих южных фруктов (около 460 т), Узбекистан поставит в Беларусь до конца текущего года медную катанку и хлопчатобумажную пряжу. В ответном «порыве» «Белресурсы» отгрузят Ташкенту 250 тракторов МТЗ-82, 190 — МТЗ-80 и 1300 моторокомплектов. В общем итоге речь идет о взаимных поставках на Usd 8 млн с каждой стороны. Причем, что немаловажно, белорусская техника в рамках клирингового соглашения будет поставляться в Узбекистан по заводским ценам. Чем это выгодно для белорусов, очевидно в разнице заводской цены (это Usd 14, 8 тыс.) и цены, сложившейся сегодня на этом рынке (Usd 6–7 тыс.). Кроме того, как указывают специалисты, белорусские производители в рамках клирингового соглашения избегают финансовых потерь из-за значительной разницы официального и неофициального курса узбекской национальной валюты: по этой причине фактически все поставки в Узбекистан белорусской продукции не обеспечивают покрытия затрат по их поставке. Бартер, который мог бы решить эти проблемы, по действующему законодательству запрещен и допускается только в виде особых указов Ислама Каримова и узбекского правительства. В общем-то все, почти как у нас, только зачем нужно было ругаться целых пять лет?