Российские эксперты заявляют, что сирийские повстанцы использовали снаряд с зарином во время атаки в пригороде Алеппо 19 марта, сообщил постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин. У Белого дома эти выводы вызвали "серьезные сомнения".
По словам Чуркина, экспертиза проводилась по просьбе сирийского правительства. Все пробы, взятые на месте атаки, в результате которой погибли 26 человек, были проанализированы в российских лабораториях, сертифицированных Организацией по запрещению химического оружия.
"Результаты анализа четко показывают, что заряд был непромышленного производства и содержит зарин. Отсутствие химического стабилизатора в пробах обнаруженных токсичных веществ показывает, что произведены они были сравнительно недавно", - сказал постпред.
Эксперты также установили, что и выпущенный по пригороду Алеппо снаряд не был стандартным. По данным российской стороны, производство снарядов "Башаир-3" началось в феврале 2013 года группировкой "Башаир аль-Наср", связанной со Свободной армией Сирии.
Результаты российской экспертизы переданы генсеку ООН Пан Ги Муну в виде 80-страничного доклада.
На заявление Чуркина сразу же отреагировали власти США. Как отметил пресс-секретарь Белого дома Джей Карни, американская сторона "серьезно сомневается" в том, что химоружие было использовано вне сферы контроля сирийских властей.
"Мы пока не видели никаких данных в пользу предположения, что кто-либо в Сирии, помимо сирийского правительства, использовал или имел возможность использовать химическое оружие", - сказал Карни.
Как отмечает представитель США в ООН Розмари Ди Карло, президенту Сирии Башару Асаду следовало бы наконец дать разрешение экспертам организации прибыть в страну для расследования случаев применения химоружия, о которых не раз заявляло руководство США, Британии и Франции.
Между тем, с содержанием доклада российских экспертов в Белом доме и в ООН ознакомиться еще не успели. По словам официального представителя ООН Мартина Несирке, документ был передан в департамент по проблемам разоружения, который намерен тщательно изучить его и сообщить о своих выводах генсекретарю организации.
Споры и громкие заявления о применении химического оружия в Сирии не стихают уже несколько месяцев, однако никаких конкретных и доказанных сведений о его использовании какой-либо из сторон конфликта пока так и не было опубликовано.
В конце апреля министр обороны США Чак Хейгел заявил, что американская разведка располагает "довольно достоверными" данными о том, что Сирия применяла химическое оружие.
В июне советник президента США Бен Родс заявил, что силы Башара Асада применяли химическое оружие "в малых масштабах", а число жертв химических атак оценивается в 100-150 человек. При этом он отмечал, что у Вашингтона нет надежных свидетельств о применении химического оружия повстанцами.
Власти Сирии назвали эту информацию сфабрикованной и вскоре обвинили повстанцев в использовании химоружия, а министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о ненадежности доказательств, на которые опираются власти США, делая такие выводы.
Эксперты ООН, в свою очередь, отмечали, что химическое оружие в сирийском конфликте могли использовать обе стороны, однако точных данных о том, кто и когда его применял, они назвать не смогли, так как въезд специалистов организации на территорию Сирии не был разрешен сирийскими властями.
О применении зарина "несколько раз в некоторых отдельных районах" Сирии говорил и глава французского МИД Лоран Фабиус, но он тоже не стал уточнять, где, когда и кем использовалось отравляющее вещество. Подозрения по поводу использования химоружия в Сирии звучали также со стороны британских и израильских властей.