Нацбанк РБ не устоял под жестким натиском правительства и репутации вице-премьера РБ П.Прокоповича и принял решение о снижении ставки рефинансирования. С 13 марта 2013 года ставка понижается на 1,5 процентных пункта до 28,5% годовых (постановление от 11.03.2013 №146).
«Последний раз ставка рефинансирования снижалась в сентябре 2012 г. Ее сохранение на уровне 30% годовых в течение 6 месяцев позволило обеспечить степень жесткости монетарных условий, необходимую для поддержания макроэкономической сбалансированности и достижения целевых ориентиров по снижению уровня инфляции», - говорится в комментарии регулятора.
«Фактически сложившееся в феврале текущего года и прогнозируемое дальнейшее замедление инфляционных процессов дает основания для постепенного снижения номинального значения ставки рефинансирования с сохранением ее положительного реального уровня», - отмечается в комментарии.
Между тем, уровень инфляции в январе-феврале - 4,3%, а в годовом исчислении (февраль 2013 года к февралю 2012 года) – 22,7% - сложно охарактеризовать как «дальнейшее замедление инфляционных процессов». Кроме того, вплоть до сегодняшнего дня представители Нацбанка неоднократно утверждали, что основанием для изменения/сохранения ставки рефинансирования является официально опубликованный уровень инфляции, а не прогнозы, пусть и на краткосрочную перспективу.
Зато хорошо понятной мнение упомянутого Прокоповича о том, что при ставках по рублевым кредитам на уровне 30-40% о модернизации экономики можно даже не мечтать.
Скорее всего, поводом для снижения ставки стала ситуация на рублевом сегменте финансового рынка страны. Так, в минувший понедельник, 11 марта, избыток рублевой ликвидности в банковской системе составлял около 7 трлн. рублей, а средневзвешенная ставка АФН overnight составила 19,7% годовых при минимальном обороте рынка.
Вместе с тем, такой избыток ликвидности является искусственным порождением властей – финансирование госпрограмм и посевной, сконвертированные долгосрочные валютные кредиты. И уже скоро эти рубли будут так или иначе освоены белорусскими предприятиями: что зароют в бетон и оборудование, что в пахотные земли, а часть (откаты и распил) выведут из страны в виде валюты, и избыток сменится дефицитом, если власти не приоткроют «бюджетный» краник.
Следует также отметить, что снижение на 1,5 процентных пункта не изменит ситуацию с доступностью рублевых кредитов. Чтобы ставки посыпались вниз, необходимо снижать ставку рефинансирования на 10 и более п.п. за раз. Однако такой роскоши Нацбанк себе позволить не может: неконтролируемый отток рублевых вкладов из белорусских банков может спровоцировать куда более печальные последствия для экономики страны, нежели высокие ставки по кредитам.