Президент РФ Владимир Путин объясняет антимонопольное расследование ЕС в отношении Газпрома желанием Брюсселя добиться от российского экспортного монополиста субсидирования стагнирующей экономики ЕС, однако исключает "торговую войну".
Европейская комиссия во вторник объявила о начале антимонопольного расследования в отношении российского газодобывающего гиганта. Экономисты полагают, что экономика еврозоны, которая генерирует 16 процентов мирового ВВП, сократится по меньшей мере на 0,3 процента в этом году.
Путин считает, что ЕС "взял на себя все обязательства по субсидированию экономик" стран Восточной Европы, после того как они стали частью блока.
"Теперь, видимо, кто-то в Еврокомиссии решил, что мы должны взять на себя часть нагрузки по этому субсидированию. Объединенная Европа хочет сохранить политическое влияние, и чтобы мы за это еще немножко заплатили. Но это неконструктивный подход", - заявил президент, добавив, что "сожалеет" о давлении на крупнейшую российскую компанию со стороны регулятора ее главного рынка.
Однако он не стал драматизировать атаку Брюсселя.
"У нас очень добрые конструктивные отношения, и это никакие не боевые действия, не какая-то "торговая война", уверен глава государства.
"Во времена Восточного блока СССР поставлял в эти страны (Восточной Европы) энергоносители по нерыночным ценам. Позднее мы перешли на рыночные отношения с этими государствами. Я думаю, что мы должны оставаться на почве реальности сегодняшнего дня, и современная Россия не брала и не будет брать никаких дополнительных обязательств, связанных с нерыночным регулированием", - сказал президент.
Большинство экспертов считают, что Брюссель пытается добиться от Газпрома изменения формулы цены, которая находится на высоком уровне, так как стоимость газа привязана к нефтяным котировкам. ЕС хотел бы видеть большую долю биржевых привязок в контрактах. Газпром пытается противопоставить обвинениям ЕС статус "стратегической организации, контролируемой государством", однако, по оценкам аналитиков, штрафы в результате разбирательства с ЕС могут составить $1,5-5,0 миллиардов.
Путин заявил, что выработанные десятки лет назад и зафиксированные в долгосрочных контрактах ценовые условия "никогда никем не оспаривались", через пару месяцев после того, как Газпром договорился о скидке со своим крупнейшим клиентом, немецкой E.ON. Ранее послабления получили ряд других европейских покупателей при том, что часть уступок имеет обратную силу и лишает Газпром доходов.
"Понятно, что в условиях кризиса и при желании переложить часть финансовой нагрузки на других такой соблазн возникает, но я повторяю ещё раз: мы считаем этот подход неконструктивным".
Путин надеется, что "в результате делового и доброжелательного диалога между нашими хозяйствующими субъектами и Еврокомиссией удастся выйти из этой ситуации без потерь для обеих сторон... Мы искренне желаем успеха европейским партнерам в преодолении тех трудностей, с которыми они сталкиваются".
Путин на итоговой пресс-конференции саммита АТЭС во Владивостоке нашел слова благодарности для главы второй крупной госкомпании, Роснефти. Ее президент и давний сподвижник президента Игорь Сечин на днях праздновал день рождения, но Путина на него он не пригласил.
Однако глава государства не в обиде. "Господин Сечин очень эффективно работает и заслужил подарок и внимание", - сказал Путин.