Молдавия должна не только сохранить свой нейтралитет, но и добиться его международного признания, чтобы решить приднестровскую проблему, сказал президент Владимир Воронин, выступая в субботу на съезде правящей партии коммунистов, которую он возглавляет.
"Решение этой (приднестровской) задачи должно произойти на принципе... невхождения объединенной страны в любые военные блоки", - сказал Воронин.
"Объединенная Молдавия должна быть не просто нейтральным государством, она должна добиться международного признания этого статуса".
Ранее Воронин говорил, что нейтралитет его страны могли бы гарантировать посредники (Россия, Украина, ОБСЕ) и наблюдатели (США и ЕС) на переговорах по приднестровскому урегулированию, подписав для этого специальную декларацию.
На этой неделе в Государственной думе России прошли слушания по ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии, отколовшихся от Грузии, и Приднестровья, объявившего о независимости от Молдавии. Признавая на словах территориальную целостность Грузии и Молдавии, российские депутаты высказались за более тесные связи с де факто самостоятельными республиками, вплоть до их возможного признания по примеру Косово.
За три недели до саммита НАТО в Бухаресте, на котором Грузия хотела бы присоединиться к плану действий по членству в НАТО, представитель России при альянсе Дмитрий Рогозин говорил, что как только Грузия получит со стороны США сигнал о присоединении к НАТО, Россия должна будет признать Абхазию и Южную Осетию. В отличие от Грузии, Молдавия не ставит цель вступления в НАТО.
"Партия коммунистов не видит необходимости изменения такого (нейтрального) статуса нашей страны в ближайшей исторической перспективе, считает участие в военных блоках опасным анахронизмом, провоцирующим лишь новые разделительные линии и искусственные конфликты", - сказал Воронин.
Приднестровье объявило о независимости от Молдавии в 1990 году. Спустя два года между сторонами произошел вооруженный конфликт, в котором погибли сотни людей. Полдюжины различных планов по урегулированию конфликта успеха не имели. В последние два года переговоры вообще не велись.
Если Воронин оптимистически говорит, что "мы вплотную подошли к решению этой задачи (объединения страны)", то тираспольские лидеры настроены весьма скептически по поводу перспектив возобновления переговоров.
"Слова Воронина - это попытка желаемое выдать за действительное", - сказал после слушаний в Госдуме лидер Приднестровья Игорь Смирнов.