Национальный банк Беларуси очень серьезно и обстоятельно готовился к визиту председателя Народного банка Китая Чжоу Сяочуаня. Глава Нацбанка Петр Прокопович связывал с этим визитом большие надежды на очередную порцию крупных инвестиций в банковский сектор Беларуси. Очень надеялся на китайские инвестиции и А.Лукашенко, а потому долго рассказывал китайскому банкиру о том, что Китай – это огромное, мощное государство, и что он выполнит обещание «быть настоящим другом, оплотом Китая в Европе».
Но, несмотря на заявления Лукашенко о якобы серьезном интересе со стороны китайских инвесторов к белорусской экономике и о том, что каждый белорус «знает и ценит дружбу с Китаем», китайская сторона в очередной раз убедилась в том, что им пока делать в этой стране для народа нечего. Нечего – с точки зрения экономической целесообразности.
Китай был бы не против каких-то инвестиций в банковский сектор Беларуси. Об этом уже долго ведутся разговоры. Более года назад в Беларусь уже приезжала представительная делегация китайских банкиров, которая, уныло побродив по самым крупным банкам, а в понимании китайцев - по небольшим расчетным кассам, тихо уехала обратно.
«Какие-то» инвестиции по китайским меркам – означают огромные деньги в белорусском понимании вопроса. А потому участие китайского капитала могло рассматриваться лишь с точки зрения покупки пакета акций в одном из действующих государственных банков, и в первую очередь акций ОАО «Беларусбанк». Но, на продажу акций четырех крупнейших госбанков, как известно, наложен мораторий до 2011 года, потому китайцам в этой сфере пока или вообще ничего не светит (Беларусь предпочитает европейские инвестиции в эти банки).
Создавать новый банк в Беларуси Китай сегодня не желает. По словам Чжоу Сяочуаня, сегодня речь об открытии дочерних банков пока не идет, и рассчитывать на это можно лишь после увеличения объемов взаимной торговли и инвестиций между странами.
Объем китайских инвестиций в экономику Беларуси растет очень медленно и очень болезненно для белорусских пропагандистов, любящих кричать об успехах в стиле «даешь 3 пятилетки за 2 белорусских года». Буксует экспериментальный проект – 3-й оператор сотовой связи стандарта GSM «Бест». Китай уже поспешил заявить, что с китайской стороны в этом проекте сделано все, что требовалось – оборудование поставлено и смонтировано. Однако менее 200 тыс. Абонентов за все время существования – это не то, что хотела бы видеть китайская сторона. Такие проекты – создание оператора связи в отдельно взятом китайском хуторе – китайским чиновникам не нужны.
В итоге свыше 200 млн. Долларов в оборудование для БеСТ, полмиллиарда долларов на увеличение мощностей 3-х белорусских цементных заводов и реконструкция Минской ТЭЦ-2 с объемом финансирования 46 млн. USD. До 1 млрд. Долларов, который Лукашенко пообещал еще в декабре 2005 года, вернувшись из поездки в Китай, явно не дотягивает. При этом следует отметить, что все упомянутые инвестиции или кредиты являются связанными – т.е. Во всех 3-х случаях речь идет о поставках произведенного в Китае оборудования.
Но посокольку любой визит такого большого человка, как председатель самого клавного в Китае банка, не может закончиться с нулевым результатом, стороны все же договорились о подписании документа, согласно которому операции между субъектами хозяйствования Беларуси и Китая будут проводиться в национальных валютах, скорее в китайских юанях, чем в белорусских рублях. Правда, пока в порядке эксперимента, хотя и к этому вопросу Беларусь, по мнению белорусских официальных лиц, готовилась наисерьезнейшим образом – еще по лету 2007 года включила китайский юань в состав международных резервных активов Беларуси.
Что тут еще скажешь?
«Сотрудничество между центральными банками двух стран… для нас это очень серьезный опыт, очень серьезная поддержка», - сказал А.Лукашенко.