Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден сегодня на пресс-конференции в Минске сказал, что якобы обсуждал с белорусскими чиновниками тему похищения и убийств в Беларуси лидеров белорусской оппозиции, однако о каких либо конкретных итогах этого разговора говорить не стал. На вопрос пресс-центра Хартии’97 о том, что белорусские власти не выполнили ни одного условия ПАСЕ по демократизации Беларуси, ван дер Линден туманно отвечал, что он не из тех политиков, кто требует выполнения условий без какого-либо шага навстречу. Он, мол, из тех, кто готов первым протянуть руку. «Нельзя изменить страну за одну ночь», -- повторял он, видимо, не зная, что режим Лукашенко существует уже более 12 лет. Разговоры с белорусскими чиновниками ван дер Линден назвал «открытыми и откровенными», и заявлял, что все условия, которые он поставил властям, прежде чем приехать в Беларусь – выполнены. И это при том, что в тюрьму к политзаключенному Александру Козулину его не пустили, хотя это было одно из основных требований.
Ван дер Линден с гордостью говорил, что ему разрешили свободно встретиться с супругой Козулина – Ириной – и за это властям большое спасибо.
К счастью, г-н ван дер Линден заявил, что пока белорусское «нацсобрание» не готово к вступлению в ПАСЕ. И основное требование для этого – освобождение политзаключенных. Однако для того, чтобы белорусские власти, наконец, признали перед всем миром, что преследуют людей за политические взгляды, ван дер Линден предлагает задействовать экспертов из Венецианской комиссии, чтобы те сделали заключение: преследуется конкретно названный белорус за политику или нет. “Давайте начнем с освобождения политзаключенных. Если есть споры, являются ли эти или другие личности политзаключенными – давайте позовем международных экспертов, пригласим их и примем выводы их миссии по выяснению фактов”, -- сказал председатель ПАСЕ.
То есть глава ПАСЕ подверг сомнению авторитет правозащитной организации «Международная амнистия», которая за 12 лет признала тысячи белорусов, избитых и арестованных во время мирных демонстраций и брошенных в тюрьмы -- Узниками Совести. И сегодня заявляет, что Николай Статкевич, Павел Северинец, Змитер Дашкевич, Александр Козулин – политические заключенные.
Снова и снова задавались вопросы -- зачем же глава ПАСЕ принял приглашение непризнанного и нелегитимного «нацсобрания» и приехал в Беларусь? Ван дер Линден неизменно отвечал – ради диалога и построения добрых отношений. С уверенностью, что диктаторский режим расчувствуется, сам исправится и станет демократическим.
«Ван дер Линден так настойчиво добивался приезда в Беларусь, что сложилось впечатление, что он кому-то пообещал обязательно это сделать. Возможно, своим друзьям из российской Думы. Председатель ПАСЕ сознательно пошел на нарушение решений и политики этой авторитетной европейской организации и тем самым ослабил консолидированную политику депутатов ПАСЕ в отношении Беларуси. Его визит можно рассматривать как очередную неуклюжую попытку обеспечить хоть какое-то международное признание диктаторскому режиму. Почему ван дер Линден проявляет такую личную заинтересованность в поддержке нелегитимных «палаточников» -- можно только догадываться. Надеюсь, что такой самовольный визит руководителя ПАСЕ получит соответствующую оценку европейских парламентариев. Поскольку даже высшее должностное лицо международной организации не имеет права действовать вопреки решениям этой организации. Можно вспомнить другого чиновника ПАСЕ, бывшего спецдокладчика по Беларуси – Азима Моллазаде, приезда которого также настойчиво добивались белорусские чиновники. Г-н Моллазаде поставил условие своего приезда – освобождение политзаключенных, но поскольку этого не произошло, от поездки в Беларусь он отказался. Видимо, у ван дер Линдена иное понятие о принципиальности. Безусловно, этот визит никак нельзя рассматривать как поддержку демократических сил и демократических процессов в Беларуси. Мы очень хорошо знаем, что любое послабление со стороны международных организаций и демократических государств ведет к усилению репрессий, к ухудшению отношения к политзаключенным и развязывает руки режиму. Думаю, что даже ван дер Линден в очередной раз убедился в отсутствии возможности для диалога с «палаточниками» и другими чиновниками, которые в нашей ситуации ничего не решают», -- заявил международный координатор Хартии’97 Андрей Санников, комментируя визит председателя ПАСЕ в Беларусь.