«Газпром», а вернее Кремль начал об этом смутно догадываться пару месяцев назад. Белорусские власти к этому готовились еще с лета, когда им в очередной раз удалось скормить Москве приманку – создание СП на базе «Белтрансгаза». Казалось, что уже в этот раз, после того, как официальный Минск уже несколько лет подряд предлагает Белтрансгаз Газпрому и затем отказывается выполнять свои обещания, Москва не поверит предложениям из Минска. Но Москва повелась, опять поверив, и купилась на предложение Минска нанять «независимого» оценщика. Беларусь получила около полугода на подготовку.
Не хотелось бы загружать фактами в предновогоднюю ночь, но многоходовку белорусские власти разработали сложную. И место в ней нашлось всем, в том числе и оппозиционным и независимым СМИ, а также оппозиционным политикам. Чтобы отвлечь внимание общественности от основных задач этой операции – дальнейшая концентрация финансовых потоков, максимальная работа на экспорт, накопление и создание стратегических запасов газа, нефти, нефтепродуктов и т.д. – белорусские власти, используя московских андроидов типа Рушайло, запустили на всю планету миф о скором референдуме. Милинкевич поработал на славу, а Лукашенко благодаря ему стал героем, защищающим суверенитет Беларуси от врагов из «Газпрома».
Однако некоторые моменты не остались незамеченными со стороны Кремля – достаточно привести пример с ограничением подачи нефти по нефтепроводу «Дружба». Беларусь отреагировала незамедлительно. На время забылись аргументы типа «равные условия для субъектов хозяйствования», а основной новостью стала стоимость активов «Белтрансгаза», которую вот-вот должен был назвать «независимый» оценщик.
Время неумолимо летело вперед. Поездки в Москву, беседы один на один, саммиты СНГ в Минске, телефонные звонки, «опала» Сидорского…
Когда после заявленных в марте 200 USD за 1 тыс.куб.м Газпром предложил 110 USD на 4 года по схеме 80+30, многие белорусы просто махнули рукой, типа «Опять Москва все слила». Но даже на это предложение официальный Минск голосом вице-премьера Семашко ответил «Нет».
Последние два дня – это просто высший пилотаж, как надо затягивать переговорный процесс и доводить его до нужной во времени точки – 00-00 мск 1 января 2007 года. Минск даже бросил в жертву замминистра энергетики Товпенца. Москва потребовала Семашко, но тот не мог приехать вчера – он был нужен в самой Беларуси.
Официальному Минску надо было успокоить население страны, которое начало волноваться – Беларусь не Северная Корея, а потому слухи о том, что все просто плохо, расползались среди населения. И Семашко сказал то, что позволит сегодня белорусам спокойно опрокинуть чарку, встречая Новый год. Что цена на газ на 2007 год урегулирована – 100 USD, что Газпром готов купить 50% акций Белтрансгаза за «живые» деньги, что предприятиям повышение цены на газ будет компенсировано за счет бюджета, что к 1 января удастся подписать контракт, и что на переговорах вопрос о цене на газ решается вкупе с вопросом об экспортных пошлинах на поставляемую в Беларусь нефть. Последним заявлением Семашко даже опроверг высказывания председателя концерна «Белнефтехим » Боровского, который днем того же дня заявил, что контракты на поставку нефти в Беларусь с 1 января приостанавливаются, и что в отличие от газа по нефти уже все решено и в течение января как минимум нефть в Беларусь будет поставляться с экспортной пошлиной в 180,7 USD за тонну.
Белорусы были морально готовы к такому заявлению. Их долго готовили не только к «положительному» решению всех вопросов и проблем, но и к тому, что Россия только так и должна поступить по отношению к Беларуси, потому как должна по жизни за «распыленные над Беларусью радиоактивные облака», возникшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и таким образом не «долетевшие» до Москвы. Рейтинг Лукашенко взлетел – еще бы, борец с «Газпромом». Ну, много чего еще «впарили» белорусским гражданам благодаря специально передачам на ТВ и натасканным ведущим. А потому, послушав вчера Семашко, сегодня жители Беларуси почти на 100% уверены, что проблема решена, что можно спокойно праздновать Новый год, а если что пойдет не так – отключат газ, например, - во всем будет виноват Путин и Кремль.
О том, что контракт не подписан, что Беларусь в лице Семашко, которого сегодня все-таки дождались в штаб-квартире «Газпрома», увязала вопрос цены на газ с решением других проблем – Белта сообщила о намерении рассмотреть и подписать аж 14 документов, что создавать СП на базе «Белтрансгаза» в Минске никто уже собирается и речь идет лишь о продаже 50% акций ОАО «Белтрангаз», контролировать который «Газпром» не сможет.
Возникает вопрос, неужели Газпром все это не понимает. А если видит и понимает, то зачем упорно пытается создать видимость переговорного процесса? Во-первых, Газпром таким образом минимизирует возможные политические последствия отключения газа для Беларуси, что выльется в идее резких заявлений со стороны ЕС и США. Во-вторых, Газпрому действительно нужен контракт – менеджмент компании хорошо изучил белорусское законодательство и понимает, что никакие международные наблюдатели, которых Газпром направляет следить за целостностью перемычек на трубопроводе «Ямал-Европа», не спасут от… конфискации трубы и газокомпрессорных станций. Ведь в Беларуси по законодательству конфискуется не только контрабанда, и но транспортное средство. Газпром также не исключает, что Беларусь может отключить подачу электроэнергии на газокомпрессорные станции.
Стороны наверняка уже «на посошок» заканчивают сегодняшний раунд. А через 12 часов все будет готово к отключению. И газ отключат. А дальше… В течение 2-3 дней проблема не разрешится. Беларусь не станет соглашаться на «ультимативные» после отключения газа условия. А население пока серьезность ситуации не прочувствует. Власти очень хорошо подготовились к этому варианту.
«Как работать будете с 1-го января?» - такой вопрос был задан «тетеньке» на белнефтехимовской заправке. Такие «тетеньки» обычно знают больше любого начальника.
«Ой, че Вы волнуетесь? Этого бензина столько запасли, что не на один месяц работы хватит» - пояснила «тетенька» ту уверенность, которая исходила от Семашко, когда он ночью 27 декабря отвечал на вопросы журналистов, и от Лукашенко, когда он сегодня сетовал на то, что белорусам приходится «выторговать» у России нормальные условия поставок газа и нефти.
Около девяти вечера агентство Белта со ссылкой на Семашко сообщило, что «Беларусь и Россия согласовали все принципиальные моменты по поставкам газа… В настоящее время стороны готовят документы к подписанию... предполагается, что они будут подписаны до конца этого года»…
Все-таки заголовок этого комментария ближе к действительности.