Беларусь готова продолжить обсуждение контракта на поставки газа с Газпромом в первые месяцы 2007 года, а до подписания нового контракта намерена оплачивать российский газ по старой цене в $46,68 за 1.000 кубометров, несмотря на угрозы российского монополиста прекратить поставки в отсутствие нового контракта до 1 января. Такое заявление сделал прошлой ночью вице-премьер В.Семашко в аэропорту по возвращении из Москвы.
«Переговоры будут продолжены в январе-феврале будущего года... До этого будет газ по $46,68. Поскольку нет нового контракта, действует старый. Газ должен быть по $46,68, ставка транзита - $0,75 за 1.000 кубометров на 100 километров", - цитирует Reuters Семашко.
По крайней мере, до конца этого года Семашко в Москву больше не собирается, намекнув, что теперь ездить пришла очередь «Газпрома».
"Я думаю, что Газпром должен подать сигнал и приехать в Минск. Сегодня их очередь", - заявил вице-премьер. - "Мы взаимосвязаны. У меня нет контракта на поставки газа, у Газпрома нет контракта на транзит".
Вчера, 26 декабря, Газпром существенно снизил свое первоначальное предложение в 200 USD за 1000 кубометров газа до 110 USD при оплате 80 USD деньгами, а оставшихся 30 USD в течение четырех лет – акциями ОАО «Белтрансгаза». Однако, Беларусь не согласилась на такие условия. Семашко озвучил желание Минска получать газ по 75 USD за 1.000 кубометров и настаивает на денежной оплате в течение года 50 процентов активов Белтрансгаза исходя из его стоимости в 5 млрд. USD, при официальной оценке банком ABN AMRO в 5,3 млрд.USD.
"Мы категорически возражаем против $110... $110 мы считаем абсолютно неприемлемой для нас ценой", - сказал Семашко.
"ABN AMRO сказал 5,3 млрд.USD. Мы согласились пойти на компромисс и тут, чуть-чуть снизив оценку до 5,0 млрд. USD", - добавил вице-премьер.
Все перечисленные заявления и высказывания премьера сегодня в той или иной мере продублировал на пресс-конференции в Минске и министр энергетики Беларуси Александр Озерец. Откуда у белорусской стороны столько уверенности в себе на переговорах по поставкам газа, которые, по словам А.Лукашенко, «очень тяжело дались»? Что позволяет белорусским переговорщикам отвечать «нет» на предложение российской стороны, несмотря на то, что, по словам представителя Газпрома, «более льготных и преференциальных условий на сегодняшний день нет ни у одной страны бывшего СССР»
Не пугает белорусскую сторону и заявление Газпрома прекратить поставки газа в Беларусь, если контракт не будет подписан до конца года. Минск не верит, что это обещание будет выполнено, поскольку это поставит под угрозу транзит в Западную Европу.
«Я не думаю, что руководство Газпрома решится на такие действия. Он покажет себя несостоятельным поставщиком. Это будет удар по реноме Газпрома»", - цитирует Reuters Семашко.
При этом белорусский вице-премьер напомнил истории отключения газа для Украины в прошлом году и прекращения поставок в Беларусь в 2004 году. Вместе с тем, Семашко хорошо известно, что заверения Газпрома, что в случае сокращения поставок газа в Беларусь европейские потребители не пострадают, имеют под собой реальную почву. Во-первых, ни для кого не секрет, что Газпром закачал дополнительные объемы газа в хранилища в Европе. Во-вторых, Газпром всеми усилиями будет и дальше стараться вывести газопровод Ямал-Европа на проектную мощность, что в итоге приведет к снижению транзита российского газа по системе ОАО «Белтрансгаз» с нынешних 16 млрд. до 13 млрд. кубометров. Не стоит забывать, что модернизируется и украинская газотранспортная система, пропускная способность которой, по утверждениям украинских аналитиков, вполне позволяет дополнительно прокачать на Запад упомянутые 13-16 млрд. кубометров. В-третьих, сам Газпром дал понять, что нельзя сравнивать нынешнее возможное отключение газа Беларуси с прошлогодней ситуацией сУкраиной.
"Отличие от прошлогодней ситуации с Украиной состоит в том, что в глазах европейской общественности Беларусь не является оплотом молодой демократии и вряд ли может рассчитывать на понимание и поддержку со стороны европейских потребителей", - сообщили вчера Белапан в руководстве российского концерна.
То есть, технически и политически все готово к отключению, но Беларусь почему-то уверена в своих силах. Ответ на вышеупомянутые «откуда», «что» и «почему» может оказаться банально простым. На этот раз режим «спасли» ни террористические акты в США, ни война с Ираком, ни саммит G-8, а обычная погода - в этом году зима, которая обычно начинается в Беларуси в октябре, еще не началась.
Именно теплая погода позволила Беларуси сэкономить по некоторым оценкам чуть не полуторамесячный объем потребления газа. Конечно же, белорусская сторона полностью отбирала из трубы определенные контрактом с Газпромом на 2006 год помесячные объемы газа. А неиспользованный на отопление газ закачивала в газохранилища – Осиповичское и Прибугское, суммарная емкость которых составляет около 1 млрд. кубометров. Учитывая «пламенную любовь» белорусского руководства к украинскому премьеру Януковичу, нельзя исключать, что Беларусь могла воспользоваться предложением Киева по использованию украинских газохранилищ.
К отключению подготовились основательно. Семашко об этом конечно знал, а потому так уверенно держался перед телекамерами, говоря «переговоры будут продолжены в январе-феврале будущего года».