Значительная часть уголовных дел коррупционной направленности в Беларуси возбуждается на основании недостаточно проверенных материалов ревизий, сообщил сегодня генеральный прокурор Беларуси Петр Миклашевич на конференции по борьбе с коррупцией. Он призвал правоохранительные органы бездумно не вмешиваться в финансово-экономическую деятельность предприятий, сообщает БелТА.
По его словам, за 9 месяцев нынешнего года в Беларуси следователи прокуратуры прекратили производство по 124 уголовным делам о фактах коррупции, в том числе 105 прекращены за отсутствием состава преступления. Основными причинами прекращения уголовных дел являются их возбуждение на основе спорных и ошибочных выводов должностных лиц и ревизоров (21%) и неправильная оценка правоохранительными органами материалов ревизий, по которым изначально усматривалось отсутствие материального ущерба и нарушений закона (12%).
Миклашевич подчеркнул, что прокуроры должны более взвешенно подходить к оценке наличия или отсутствия материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц. По его словам, необоснованное возбуждение уголовных дел, которые затем прекращаются по реабилитирующим основаниям, подрывает авторитет руководителей предприятий и иных организаций, вызывает нежелание с их стороны проявлять хозяйственную инициативу и идти на оправданный экономический риск.
Чтобы избежать случаев неправильной оценки актов ревизий и проверок, в Генпрокуратуре создали специальный отдел финансово-экономического контроля, специалисты которого перед возбуждением уголовных дел по тем или иным материалам ревизий и проверок будут составлять заключение о наличии ущерба.
Для чего суды в этой стране – никто ответить не может. Решения по уголовным и административным делам может выносить кто угодно, но только не судьи. Беларусь превращается в страну, в которой решение всех спорных вопросов переносится в досудебный формат – в нарушение Конституции у родителей во внесудебном порядке забирают детей, отдельные руководители имеют «эксклюзивное право» осуждать и миловать, какие-то эксперты решают, был ущерб в результате действий коррупционера или не было. А ведь решить последнюю проблему можно было проверенным «дедовским» методом – отменить все планы и показатели по проверкам, штрафам и наказаниям, а не создавать спецотделы. Ведь Генпрокуратура является государственным учреждением, расходы на деятельность которой предусмотрены бюджетом страны. Но сегодня Генпрокуратура, как и многие государственные контролирующие органы, скорее работает как коммерческая структура ЗАО «Генпрокуратура», самостоятельно финансируя собственную деятельность.