Через 20 лет после Чернобыльской аварии белорусов начали активно готовить к неизбежному появлению атомной электростанции на территории уже самой Беларуси. В ход будет запущена вся палитра аргументов, позволяющих без особого возмущения общественности провести эту идею в жизнь.
«Если мы правильно доложим народу о ситуации вокруг нас, то я уверен, что люди с нами согласятся и поддержат», - сказал сегодня А.Лукашенко на совещании о повышении энергетической безопасности страны.
Пришло время «сказать народу». Причем сказать так, чтобы в сознании каждого белоруса четко прописалась аксиома «мирный атом – гарант национальной безопасности государства».
«С учетом складывающейся ситуации с энергоресурсами страны в настоящее время, вопрос о создании собственной ядерной энергетики становится практически безальтернативным вариантом гарантии национальной безопасности нашего государства", - такой вот богатый выбор предложил А.Лукашенко белорусам, и тут же пояснил, почему этот вариант «безальтернативный», и что на Россию надеяться нет смысла.
«Постоянно растущие цены на энергоресурсы и истощение мировых природных запасов настойчиво заставляют нас искать новые оптимальные варианты развития нашей энергетики. На последних переговорах с Владимиром Владимировичем Путиным мы как раз впервые обсуждали проблемы дефицита углеводородного сырья в самой России, откуда Беларусь получает газ, нефть, уголь. Поэтому мы можем оказаться перед фактом, когда Россия и при желании поставлять нам углеводородное сырье не сможет это сделать, потому что у нее не хватит у самой", - сказал Лукашенко, который, по-видимому, собрался править страной еще лет 200, никак не меньше.
Он отметил, что сегодня доля импортных энергоресурсов в общем объеме их потребления в Беларуси составляет около 85%, что и является «реальной причиной нашей зависимости от внешних поставок», а в «будущем ядерная энергетика станет основным средством преодоления глобального энергетического кризиса».
Лукашенко в целом поддержал предложения правительства и Национальной академии наук о строительстве в Беларуси атомной электростанции, отдав предпочтение Краснополянской площадке в Чаусском районе Могилевской области. В соответствии с рассмотренными предложениями дата ввода первого энергоблока белорусской АЭС - 2015 год, однако, не исключено, что первый блок может быть введен в эксплуатацию уже в 2013 году. В соответствии с произведенными расчетами стоимость возведения 1-го энергоблока составит до 1,7 млрд. долларов, при возведении сразу 2-х энергоблоков затраты оцениваются в 3-3,5 млрд. долларов.
«При выборе страны, которая будет эту станцию строить, мы должны поставить жесточайшие условия в сфере безопасности», - заявил Лукашенко.
«Наиважнейший вопрос - это безопасность реактора», - сказал он, хотя, наверное, все-таки хотел сказать «безопасность граждан».
«Как бы мы не талдычили о безопасности, Европа напичкана атомными станциями», - отметил в то же время Лукашенко. – «Вокруг нас много АЭС в России и Украине. Вот и вся безопасность. Мы окружены ядерными электростанциями, только ничего от этого не имеем, кроме высоких цен на электроэнергию».
Работать, по его словам, на белорусской АЭС будут белорусы, работающие на атомных станциях по всему миру. Они ждут, не дождутся, пока Лукашенко не позовет их работать на новый «Чауссобыль».
«Как готовить кадры - мир знает. Кроме того, если мы соберем тех, кто готов приехать в Беларусь, тех белорусов, кто работает на атомных станциях по всему миру, то из 2 тысяч необходимого персонала 1 тысячу мы найдем точно. Ну и обучение, стажировка. Ведь пока мы построим атомную станцию, пройдет лет 10», - сказал А.Лукашенко.
Лет 10 уйдет на строительство белорусской АЭС, но уже сегодня А.Лукашенко пытается заполучить себе новый козырь для дальнейшего «торга» с Россией.
«Сегодня большой интерес для нас представляют французские предложения, по электротехническому оборудованию свои услуги предлагают германские компании», - сказал журналистам М.Мясникович после совещания, добавив, что «мы также внимательно изучаем российские предложения».
Очевидно, что Лукашенко сегодня абсолютно не против того, чтобы устроить настоящий аукцион между ЕС и Россией за право строительства АЭС на территории Беларуси. И победит та сторона, которая предложит наиболее удобные условия белорусскому режиму – деньги здесь играют далеко не первую роль.