В пятницу в Москве происходило то событие, за которым пристально следила большая часть мирового политического и экономического сообщества. Итоги встречи Путин-Лукашенко, особо волновали мировое сообщество. Но и Запад и США и страны СНГ были не столько обеспокоены судьбой «болотной супердержавы» в центре Европы, сколько наличием у Кремля политической воли и желания раз и навсегда разобраться в российско-белорусских отношениях. Ведь именно последнее обстоятельство – позиция Москвы - в первую очередь позволит предположить, что получит Европа на ближайший десяток лет в своем центре – все то же государство диктаторского толка или демократическую и динамично развивающуюся страну. Экономическое сообщество ждало от этой встречи решение вопросов с поставками нефти и ценой на газ для Беларусь в 2007 году.
Прошло три дня. Итоги встречи никто не комментирует. Информационная пауза явно затянулась. Ради чего А.Лукашенко полетел в Москву? Совершая посадку в московском аэропорте в плохую погоду, чуть ли не на шасси-лыжах? Рискуя тем, что российское телевидение покажет его далеко не в самом лучшем или нездоровом виде? Более 4-х часов беседуя с Путиным? Встречаясь с Ельциным? С чем же он за полночь вернулся в Минск? Заранее зная, что его поведение и его действия, совершенные в те доступные минуты протокольной съемки в Кремле, будут красочно изложены в прессе?
«Александр Лукашенко стоял за дверью и, как только она приоткрылась, сделал несколько поспешных шагов навстречу российскому президенту, который вышел из двери напротив, а потом, словно спохватившись, что все увидят, как он заторопился, Александр Лукашенко сбил шаг и попробовал перейти на довольно-таки вальяжную походку, отчего его ноги стали словно бы заплетаться. Правую руку Александр Лукашенко, как будто так и не решив, куда ее деть, вдруг засунул глубоко под пиджак между второй и третьей его пуговкой, словно то ли копируя своих великих предшественников, до которых ему еще предстоит сделать шаг, то ли просто решив почесаться», - описывает поведение А.Лукашенко российский журналист Андрей Колесников (газета КоммерсантЪ).
А затем 4-е с лишним часа переговоров. А в итоге, как и обещал за сутки до встречи в Кремле представитель пресс-службы президента России, никакой информации об итогах переговоров, пресс-конференций или подходов к прессе. И хотя с утра в пятницу появились сообщения о переговорах со ссылкой на источники в Кремле, тон которых говорил о полной готовности В.Путина разобраться с наболевшими проблемами, а само появление должно было еще больше запугать А.Лукашенко, видимо, стороны четко договорились какое-то время хранить полное молчание.
В ходе встречи к собеседникам изредка заходили по вызову советники и помощники, сообщает еще одну подробность встречи газета «Время новостей». В соседнем зале можно было заметить директора Федеральной таможенной службы (ФТС) России Андрея Бельяминова, помощника президента по международным энергетическим вопросам Игоря Юсуфова, помощника по международным вопросам Сергея Приходько. Были там и их белорусские коллеги. А по словам самого А.Лукашенко по телефонной связи был подключен председатель правления ОАО "Газпром" г-н Миллер.
Информации нет. Но очевидно, что в ходе встречи была проведена полная инвентаризация отношений. Обсудили всё. Лукашенко обещал основательно подготовиться к встрече. С полной уверенностью можно сказать, то же самое сделал и Путин. Как сообщают источники из Кремля, Лукашенко обескуражен. Он пытался дробить проблемы, но Путин не стал размениваться по мелочам, а собрал до кучи все, что не решалось годами.
По мнению экспертов, кремлевская встреча Путин-Лукашенко закончилась вничью. А политолог Андрей Суздальцев полагает, что перевес Путина уже чувствуется. По его словам, несмотря на полное отсутствие официальных комментариев, Москва уже дала отмашку ведомствам и компаниям с долей государства продолжать сотрудничество с Беларусью на "условиях взаимовыгодной и рыночной основы". Как утверждает эксперт, если бы в этой формулировке было бы использовано слово "союзные", то это бы означало, что Лукашенко хоть чего-то добился. Но такого слова там (в документах) нет.
В этой связи А.Суздальцев не исключает, что до Нового Года у Лукашенко время есть - он должен определиться: или живет самостоятельно и по средствам или с Россией и в СГ. О том, что Минск все-таки получил время (в который уже раз) на раздумье говорит и официальное сообщение о визите на белорусском телевидении.
«Детали переговоров пока не озвучиваются. Каков бы ни был результат переговоров, двум лидерам до конца года ещё придётся встретиться как минимум дважды – на заседании высшего Госсовета Союзного государства и на встрече глав СНГ в Минске в конце ноября», - прозвучало вчера, 12 ноября, в передаче «В центре внимания» в тексте короткого сообщения о поездке Лукашенко в Москву после почти 40-минутного репортажа о его визите в Иран.
Однако, «супердержавные» настроения Минска по итогам Тегеранской встречи тут же развеяли кремлевские источники, которые мало того, что не преминули назвать полной ошибкой встречу Лукашенко с Ельциным, в ходе которой Лукашеко просил 1-го и не последнего президента России надавить на Путина – Борис Николаевич тут же «сдал» подобные просьбы дествующему президенту России, но и подтвердили, что Лукашенко «сдали» все его новые друзья: и президент Азербайджана Алиев и даже иранцы - даже те все разговоры Лукашенко в Тегеране передали россиянам.
«Торга не было никакого, стороны не пошли ни на сантиметр уступок. Это уже точно», - подвел итог встречи А.Суздальцев. И оказался прав.
Минск не стал хранить обет молчания. Сегодня А.Лукашенко на совещании с членами правительства подвел итоги своей поездки в Москву.
"Они предлагают ввести таможенные пошлины на поставки нефти. Я категорически высказался против всяких пошлин", - заявил Лукашенко.
«…Мы будем требовать, чтобы цены на нефть были одинаковыми для белорусских и российских заводов. Если там сегодня средняя цена около 160 долларов за тонну, то такая цена должна быть и для наших двух заводов. Должны быть равные условия. В противном случае такая нефть нам не нужна», - продолжил он, по сути, вернув стороны в исходное, до-переговорное, состояние.
Говоря о цене на газ, Лукашенко заявил, что "мы не обсуждали конкретную цену газа".
«Это не наш вопрос. Это вопрос субъектов хозяйствования. Мы будем исходить из того, что цена должна быть договорная: как договорятся "Газпром" и "Белтрансгаз", такая цена и будет… Мы должны работать на тех же принципах, как и на сегодняшний день… Мы не можем передать "Газпрому" "Белтрансгаз" бесплатно, даже любое количество его акций… Проводимая сегодня оценка "Белтрансгаза" явится основанием, определяющей точкой отсчета в переговорах о цене на "Белтрансгаз», - сообщил Лукашенко белорусам.
Далее, по его словам, он проинформировал президента России о том, что «чешская газотранспортная система, которая значительно меньше "Белтрансгаза", была продана за 5,5 млрд долларов».
"Наш "Белтрансгаз" значительно больше, а это под 10-12, а по некоторым оценкам, под 17 млрд долларов", - сделал вывод Лукашенко.
А.Лукашенко также сообщил, что на встрече с В.Путиным он высказался «против инсинуаций по цене на газ в 200 долларов и так далее».
«В.Путин заверил меня, что они такой цены не называли», - цитирует Интерфакс Лукашенко, который подчеркнул, что "мы будем настоятельно требовать, чтобы условия остались такие, как сегодня».
«В противном случае, я сказал президенту России, мы не будем в состоянии заплатить такие деньги», - заявил Лукашенко, заверив, что «природный газ в Беларусь будет поставляться бесперебойно и в необходимых объемах. А по цене до конца года субъекты хозяйствования договорятся».
А еще Лукашенко заверил, что полностью понял позицию Путина.
«У меня сложилось положительное впечатление о подходах президента России по переговорам с Беларусью по наиболее острым вопросам», - заявил А.Лукашенко. – «Я убедился, что у российского руководства есть политическая воля не потерять то, что наработано. Есть желание сохранить динамику союзных отношений и есть понимание, что у России нет более тесных отношений, чем с Беларусью».
Все остальные мнения и подходы в этом и других вопросах А.Лукашенко расценивает как инсинуации.
«Все инсинуации в средствах массовой информации я расцениваю как соответствующие вбросы кого-то с российской стороны», - заключил Лукашенко.
Для справки: Чешский "Трансгаз" продан за почти 4,5 миллиарда долларов. В отличие от белорусского предприятия в чешский "Трансгаз" входили также и 8 региональных распределительных компаний, которые доставляют газ непосредственно до потребителей. ОАО «Белтрансгаз» - это фактически одна труба.