В современной Европе вряд ли корректно и политически дальновидно игнорировать, а тем более неуважительно относиться к такой форме народного волеизъявления, как референдум, отмечается в комментарии департамента информации и печати МИД РФ по поводу намеченного на 17 сентября в Приднестровье плебисцита о приоритетной ориентации дальнейшего развития региона.
Как отмечает департамент, в Кишиневе и ряде европейских столиц поспешили заявить о "нелегитимности" и "провокационности" предстоящего мероприятия, нежелании признавать его результаты, хотя стремление выяснить позицию населения по принципиальным вопросам, непосредственно затрагивающим их судьбу, воспринимается в признанных демократических государствах как важная правовая основа построения гражданского общества.
Департамент считает, что решение приднестровского руководства о референдуме необходимо рассматривать в контексте общего развития политической ситуации в регионе, где в последнее время просматриваются попытки навязать унитарную модель урегулирования и произвольно сменить действующие механизмы обеспечения безопасности. При этом открыто используются рычаги политического и экономического давления в нарушение основополагающих принципов ОБСЕ и достигнутых ранее в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию договоренностей.
Идея референдума, указывает департамент МИД РФ, стала логическим следствием решения Кишинева и Киева в одностороннем порядке ужесточить режим доступа промышленных предприятий Приднестровья к внешним рынкам и фактически ввести их в правовое поле Молдавии. Новые правила таможенного оформления негативно сказались на приднестровской экономике и поставили под угрозу программы социально-экономического развития региона. Только благодаря принципиальной позиции России, оказавшей помощь наиболее социально незащищенным слоям населения Приднестровья, удалось не допустить гуманитарной катастрофы и опасной дестабилизации на Днестре.
Департамент подчеркивает, что различные заявления о негативных последствиях плебисцита для перспектив решения приднестровского конфликта отвлекают от главного - от необходимости скорейшей нормализации условий внешнеэкономической деятельности Приднестровья, к чему настойчиво призывает российская сторона, и восстановления переговорного процесса с участием Кишинева и Тирасполя с целью выработки всеобъемлющей и устойчивой модели политического урегулирования.