В минувшую субботу, 9 сентября, власти белорусской столицы наглядно доказали, что единственное, что у них получается при проведении массовых мероприятий на улицах столицы – запрет и разгон акций общественности и оппозиции. А на все остальное у них не хватает фантазии. Власти даже не способны выполнить главное требование народа при авторитарном или тоталитарном режиме – «хлеба и зрелищ».
Слово «хлеб» по каким-то причинам при полном попустительстве властей превратилось в слово «водка». И минчане, как и гости столицы «жрали ее с горла», не стесняясь, прямо на глазах у представителей органов правопорядка. Главным условием вседозволенности, похоже, было отсутствие значка «За Свабоду» и иной оппозиционной атрибутики.
Другие напитки, кроме «захваченной с собой на всякий случай» водки, гражданам были недоступны. Как оказалось, на всю площдку в районе Дворца спорта работала только одна палатка, торгующая пивом. Очередь была на несколько сотен метров. Особо отчаянным предлагалось помочь в «выполнении плана» кафе и ресторанам, в которых пиво продавалось по цене от 8 тыс. рублей за бокал. Не особо разгуляешься даже при объявленной средней зарплате в 286 долларов США.
Со «зрелищем» у властей вообще вышел конфуз. Само решение провести праздник на воде вызывает массу вопросов. Похоже, что, принимая решение, никто не удосужился реально учесть возможные прогнозы. Лето кончилось, и погода была не самой удобной для водных выступлений. Кто-то придумал спортивному представлению на воде название «Водная феерия». Но волшебных «фей» на реке Свислочь в районе Дворца спорта собравшимся минчанам и гостям увидеть не удалось. “Медленно и верно” проплыл теплоход, на палубе которого стояли двое в костюмах. Народ возбужденно закричал «Лукашенко», однако в ответ с парохода рукой никто не помахал. Значит, не ОН. Появление из полумрака нескольких байдарок и каноэ больше напоминало пришествие печенегов и варваров. Картину «пришествия» хорошо дополняли катамараны с зажженными факелами и бегающие по острову актеры в туниках, тоже с факелами. Особую реакцию у зрителей вызвал номер с участием скутеров, которые разъезжали по Свислочи с прикрепленными флагами. Озлоблено назвав это представление «синхронным плаванием» люди начали расходиться, а вернее двигаться в сторону метро.
Станция Немига была закрыта. Все пространство на горке у церкви напоминало один огромный стол. Народ пьянствовал «как в последний раз». Именно отсюда открывался хороший вид на обещанный организаторами фейерверк. Дождливая погода подвела, и шоу не получалось: фейерверк больше походил на обычные петарды. Зрителей это не сильно смущало. Сопровождая очередной «запуск» петарды комментарием «О, еще одна лампочка зажглась. Ну, что, еще по одной?», народ чокался и выпивал, не закусывая.
Каково же было удивление пришедших на праздник, когда они выяснили, что станция метро «Октябрьская» была также закрыта, как собственно и блокированы подземные переходы. Вот, к чему сводилось участие правоохранительных органов – не допустить повторения печально известных событий на Немиге – давки в переходе. Поэтому в ограждение выставили сотрудников в звании не ниже «майора», которые невозмутимо наблюдали за происходящим.
А наблюдать было за чем. У входа в универсам «Центральный», что на бывшем проспекте им.Ф.Скорины, около 15-20 подростков выясняли главный мужской вопрос (какой не имеет значения, ведь главное как). Бились по-настоящему, озлобленно, как звери. Периодически раздавались хлесткие удары по лицам. Кровью был залит весь тротуар. И все происходило на глазах у стражей-майоров. Драка их не волновала, несмотря на голосящие призывы женщин «Милиция! Помогите! Ну, помогите же. Они ж поубивают друг друга». «Бойня» так и закончилась само собой – помогли уговорами сопровождавшие парней девушки. Милиция так и не сдвинулась со своих мест.
Минск отметил праздник города банальным «пиром во время чумы». О том, как гости столицы возвращались домой, читайте здесь.