Российско-белорусские страсти не дойдут до «газовых атак». Москва обнародовала годовой план стратегического развития, согласно которому цена на газ для Беларуси поднимается всего вдвое — до 95 долларов за 1000 кубометров
Именно на такой предел с трудом, но соглашался президент Лукашенко — белорусская сторона продолжает настаивать, что статус строителей союзного государства предполагает равные условия хозяйствования, и газ в Беларуси не должен быть дороже, чем в Смоленске. Битва за принципы не завершена. Но 95 долларов вместо угрожавших двухсот — уже захваченный плацдарм. Эксперт Ярослав Романчук в интервью «Немецкой волне», между тем, утверждает:
«Если будет договор подписан по цене больше 62 долларов за тысячу «кубов» — это экономический проигрыш белорусской стороны. К тому же появится прецедент повышения цены на газ, есть проблема передачи активов «Белтрасгаза» в управление «Газпрома». Когда же «Газпром» поднимает цены практически до 100$ — это не компромисс, а победа «Газпрома».
Газ, безусловно, — оружие. В стратегиях политических — «пугач» для сателлитов и «последний рывок на дот» для стремящихся избавиться от зависимости. Недаром оброненная президентом Лукашенко фраза о том, что газ в Беларусь может поставляться из Венесуэлы, вполне серьезно прокомментирована Сергеем Марковым.
«В случае форс-мажорных обстоятельств Беларусь могла бы получать часть энергоносителей из Венесуэлы», - признал директор российского Института политических исследований. Но такая рекогносцировка навредит России, убежден руководитель исследовательского Цента Мизеса Ярослав Романчук.
«Кремль — а именно Кремль заведует данным вопросом — попытается сделать все, чтобы деполитизировать процесс принятия решения по цене на газ для всех стран СНГ. Это очень важно Кремлю — для того, чтобы получить-таки поддержку Америки по вопросу принятия России в ВТО. Если деполитизация цены на газ не будет произведена, Москва потеряет гораздо больше, чем выиграет, благодаря еще одному году бессмысленных и даже вредных заигрываний с Лукашенко».
В любой войне выигрывают генеральные стратеги, страдают — рядовые. Так называемый «простой белорус» приготовился пострадать материально: упорно говорят, что цены вслед за «газовыми» вырастут на много что еще. Инженер Николай Маркович, однако, убежден:
«Сейчас Россия поднимет эту цену на газ — и дай Бог, чтобы они ввели высокую цену на газ. Может быть, когда у нас в стране не будет газа и электроэнергии почти бесплатной, люди поймут: надо жить реально, по средствам, экономно, рационально. Ведь именно такое правило обыкновенной человеческой жизни. Такое же правило жизни нормального государства. А у нас какая-то картонная модель — за счет России, кстати».
А бабуля Егоровна из деревни под Столбцами не скрывает досады:
«Будем платить им за газ — ну что ж. А то, что они привыкли, что мы, белорусы, должны беречь им границы — это ж на нашу спину все ляжет. В первую очередь, не дай Бог беды — до России-то вон сколько! Нас все постигнет в первую очередь и найсильней, как это было в Отечественную войну».
В общем, «друг оказался вдруг, и не друг, и не враг». «Газовые» страсти, судя по всему, еще могут стать детонатором страстей социальных.