Формально, 23 июня в сложных газовых переговорах между ОАО «Газпром» и белорусскими энергетиками произошел прорыв – стороны приступили к оценке акций белорусских предприятий, то есть впереди замаячил образ «зачетной схемы». Когда белорусским энергетикам уже видимо окончательно приелась роль газовых попрошаек, Минск, прекрасно понимая, что в списке предприятий, интересных для «Газпрома» обязательно окажется ОАО «Белтрансгаз» и НПЗ, сознательно пошел навстречу Москве. Наживку, так сказать, бросили.
Безусловно, в данном случае, можно говорить об элементарной ловушке, куда, судя по реакции руководства ОАО «Газпром», оно сознательно попало, если «Газпром» не имеет дополнительного, так сказать, «аварийного плана»…
Что мы не знаем о сделке? Мы не знаем главного - если временной ограничитель в отношении оценки акций белорусских предприятий? Если нет, то пиши пропало – фактически возвращается ситуация 2002-2003 года, когда белорусская сторона, не отказываясь от передачи половины акций ОАО «Белтрансгаз» применила все возможные меры для затягивания оценки, упорно настаивая на 5 млрд. USD за 100% акций “Белтрансгаза». В частности, только определение оценщика заняло почти три года и стороны так и не пришли к единому мнению. Напомним, что весь этот двухлетний белорусский газовый лохотрон завершился отключением газа в феврале 2004 года.
Второй этап лохотрона наступил 15 декабря 2005 г., когда Лукашенко получил газ почти по символической цене авансом под будущее газотранспортное СП, что не помешало ему уже в конце января 2006 г. от всего обещанного публично на теле-пресс-конференции отказаться. Но ему сразу напомнили об обещанном через неделю после выборов. Потребовалось 3 (три) месяца, чтобы «газовый склероз» у белорусских властей прошел, и они снова обратили свой взор на активы белорусских предприятий, включая «Белтрансгаз».
В данном случае оценщик предложен белорусской стороной, что по идее должно сократить время для оценки, да только смысла в этом все равно нет, так как в Республике Беларусь водится столь всеядный и осатаневший от прожорливости административный «зверь», как «золотая акция» (белорусский акционерный мутант, невиданный по возможностям на остальном экономическом пространстве планеты). Белорусской «золотой акции» подвластно абсолютно все, за исключением пока девушек и молодых женщин, но и то это временное упущение.
Кроме того, у «Газпрома» не должно быть иллюзий - Россия никогда не получит при нынешней власти ни одного кирпича-болта от белорусских предприятий. Кто угодно может получить – немцы, поляки, американцы (с большим удовольствием), китайцы - вообще даром, а россиянам никогда ничего не отдадут.
В этой аксиоме лежит одна из основ власти А. Лукашенко – он «руководит» Россией, он ее обязывает поставлять, обеспечивать, прикрывать, защищать… А Россия «обязана». Во всяком случае, в этом уверена немалая часть белорусского населения. Их так приучили. А. Лукашенко – блестящий образец бытового националиста – дикой смеси этнического национализма, провинциализма, шовинизма, «колхозного патриотизма» и лютой зависти к более богатому, да к тому же «ядерному» соседу, успешно культивирует его в основе белорусской политики по отношению к Москве.
Ведь не просто «от души» 23 июня в Силичах натянули на шесть президентов ЕврАзЭС белорусские рубахи и соломенные шляпы - вот, мол, и у нас свой G8, своя Окинава, и мы в своем белорусском кимоно… В.Путин скривился, Назарбаев отвернулся (люди изощреннейшие) – скучно, грустно и колхозно.
Потребовались годы, чтобы Москва почувствовала все лицемерие белорусской правящей номенклатуры, которая в московских кабинетах готова часами играть роль братушек - побирушек, а в Минске твердить с экрана о «процветающей Беларуси, которой завидуют соседи». Так что отдавать предприятия россиянам официальному Минску унизительно, да и политически неприемлемо. Электорат не поймет…
Если руководство «Газпром» в очередной раз позволит себя провести, то естественным образом родится предположение, что «Газпром» руководствуется в отношении переговоров с Минском каким-то пока нам неведомым политическим решением. Но мы его пока не почувствовали. В итоге, оценка ОАО «Белтрансгаз» и белорусских НПЗ затянется на годы, а РБ будет по прежнему получать российский природный газ по самым низким в Евразии ценам (между прочим, себестоимость добычи на Ямале выше).
Есть другой вариант: «Газпром» может и не ставить вопрос о завершении оценки акций белорусских предприятий в зависимость от определения цены газа на 2007 год: «Успели с оценкой к декабрю – молодцы, цена будет скорректирована… Не успели – платите по 200 USD за тысячу «кубов» и продолжайте «оценивать» дальше». Это самая реальная версия из того «облака» слухов, догадок и фактов, что висит над российско – белорусским переговорным газовым столом.
Андрей Суздальцев, Москва–Пекин