10 мая в 10.30 в суде Первомайского района Минска (ул. Толбухина, 9) продолжится суд над активистом Молодого фронта Артуром Финькевичем, сообщает пресс-служба ОГП. За граффити «Хотим нового!» и «Достал!» ему угрожает от 7 до 12 лет лишения свободы. Ущерб, который ему вменяют за нанесение надписей на зданиях и заборах, составляет баснословную сумму — около 35 миллионов рублей.
«Общение с обвиняемым запрещено в любой форме», — заявили конвоиры присутствующим в зале в первый день судебного заседания 4 мая. Зал суда был до отказа заполнен журналистами, правозащитниками и другими людьми, которые пришли поддержать Артура. В зал из-за недостатка мест смогли попасть не все желающие. Возле суда молодежь выстроилась с портретами Артура Финькевича.
Милиция произвела задержания, расценив акцию как несанкционированный пикет. Членов ОГП Юрия Толстого, Алексея Козулина и Александра Резникова осудили на 5 суток ареста в том же Первомайском суде, где шел процесс Артура Финькевича. Вместе с ними за решетку были отправлены Надежда Батура и Андрей Игнатчик. Кристину Шатикову, мать несовершеннолетних детей, оштрафовали на 1 миллион 550 тысяч рублей.
Больше всего вопросов не только со стороны защиты, но и судьи Виктории Зайцевой возникло к ЖРЭО Первомайского района. Эта организация предъявила иск за ликвидацию граффити в размере 33 миллионов рублей. В то время как самая большая сумма среди остальных истцов у «Минсктранса» составляет около миллиона рублей. Другие ограничились кто 600 тысячами, а кто и вообще 40 или 15 тысячами рублей.
Однако самое интересное в том, что ЖРЭО Первомайского района не предоставило в суд никаких документов, которые бы обосновали затраты в 33 миллиона рублей. Представитель этой организации также ничего не смог пояснить в суде. Судья Виктория Зайцева обязала ЖРЭО Первомайского района предоставить на судебное заседание 10 мая расчет затрат на 33 миллиона рублей и обоснование этого расчета.
Если защите удастся добиться снижения суммы иска, дело может быть переквалифицировано, соответственно, смягчится и мера наказания. Это позволит рассчитывать на ограничение свободы или на условное наказание. Пока же Артуру Финькевичу предъявлено обвинение в причинении ущерба в особо крупном размере (ст. 218 ч.3 УК). При такой квалификации предусмотрено только лишение свободы.
Напомним, что специальный докладчик по Беларуси Комиссии ООН по правам человека Адриан Северин обратился к Лукашенко с призывом незамедлительно освободить всех политзаключенных. Среди 17 фамилий политических узников Адриан Северин назвал и Артура Финькевича.