Туркмения, требующая, чтобы Россия покупала ее газ по более высоким ценам, в среду заявила, что Москва обязана вернуть Ашхабаду долг в $108 миллионов, образовавшийся в начале 1990-х.
Туркменский президент Сапармурад Ниязов сказал на встрече с участниками заседания Совета железнодорожного транспорта стран СHГ и Балтии в Ашхабаде, что не намерен списывать долг, который возник в 1992-1993 годах, когда туркменские валютные активы на счетах Внешэкономбанка РФ были заморожены после введения Ашхабадом национальной валюты - маната.
"Столько мы договаривались с (Борисом) Ельциным, и с Владимир Владимировичем (Путиным)!.. В последнее время просят: давайте по нулям. Как же по нулям? Это же наши деньги", - сказал Ниязов в репортаже, показанном по ТВ в среду утром.
"Россия вот нам должна $108 миллионов...Не дает еще с 1993 года", - добавил он.
Российская сторона не была немедленно доступна для комментариев.
Недавно Туркмения, крупнейший в Центральной Азии газодобытчик, предупредила импортеров, среди которых основные Россия и Украина, что повысит с 2006 года стоимость 1.000 кубометров до $60 c $44 и намекнула, что в случае отказа - отключит газ. Ашхабад уже прибегал к этому способу давления на партнеров в конце прошлого года.
Киев и Москва в ответ заявили, что для подобных требований нет юридических оснований, так как цена поставок оговорена ранее подписанными договорами.
Официальная информация о совокупных взаимных долгах Москвы и Ашхабада пока недоступна.
В начале 2004 года Ниязов на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко предложил вернуть замороженный на счетах в Внешэкономбанке долг постройкой нового здания для Русского театра в Ашхабаде.