В настоящее время наблюдается усиление конкуренции за энергетическую безопасность между странами Азии с растущей экономикой. Такая информация содержится в сентябрьском выпуске ежеквартального обзора Fitch по СНГ. В частности, Китай проявляет большой интерес к нефтегазовым проектам СНГ и России в том числе. Все поставки российской нефти в Китай проходят через Транссибирскую магистраль. Существующие объемы поставок российской нефти не достаточны для удовлетворения спроса Китая, темпы роста экономики которого составляют примерно 9,5%. В прошлом месяце китайский премьер Вэнь Цзябао посетил Москву со специальным визитом для того, чтобы убедить президента РФ Владимира Путина пересмотреть стратегию России в отношении строительства сибирского нефтепровода направлением на Японию в обход китайской территории. Кроме того, правительство Китая одобрило строительство двух нефтепроводов по маршруту Великого шелкового пути, что поможет стране обеспечить поставки энергоносителей и ослабить транспортную напряженность. Один из этих нефтепроводов планируется построить до Казахстана, что станет большим шагом к улучшению энергетической безопасности Китая.
Проблема заключается в том, отмечает агентство, что Китай - не единственная страна в регионе с растущими энергетическими потребностями. Индия - еще одно государство, которое все в большей степени становится нетто-импортером нефти, и конкуренция между двумя странами с самой большой численностью населения за нефтегазовые ресурсы на постсоветском пространстве усиливается. Сейчас индийская компания Oil & Natural Gas Corp. и китайская National Petroleum Company вместе с Sinopec участвуют в торгах с целью приобретения PetroKazakhstan, канадской компании, владеющей нефтяными месторождениями в Казахстане. Ежегодная потребность Индии в нефти составляет 114 млн т, из которых страна сама обеспечивает добычу лишь 25%.
Учитывая прогноз о том, что численность населения Индии, в настоящее время превышающая 1 млрд человек, увеличится до 1,4 млрд к 2030г., опередив Китай, страну с самой большой численностью населения в мире, спрос на электроэнергию в первой резко увеличится с нынешних 120 тыс. МВт до около 400 тыс. МВт. В результате доступ к горючим полезным ископаемым станет жизненно важным. Другой причиной для обеспокоенности в отношении энергетического сектора Индии является то, что страна не имеет общих границ ни с Россией, ни с Казахстаном, в отличие от Китая, граничащего с обоими государствами. Таким образом, поставки нефти в Индию проходят через гористую местность политически нестабильных стран Центральной Азии.
На текущий момент российское правительство испытывает трудности с принятием решения о том, кому предоставить столь важный доступ к нефтегазовым поставкам. При этом Россия просто не добывает столько нефти, чтобы обеспечить поставки по двум отдельным трубопроводам, и в Китай, и Японию, не говоря уже об Индии, подчеркивает Fitch. Возможно, состояние замешательства, в котором находится Москва, является одной из причин, по которой правительство медлит с принятием решения о строительстве новых нефтепроводов. По мере того как экономический рост Китая и Индии набирает обороты, попытки оказать влияние на Москву со стороны указанных стран активизируются.