Авторитетнейший британский журнал деловых кругов The Economist поместил статью, в которой автор пытается разобраться в том, что изменилось в инвестиционном климате России со времени августовского кризиса 1998 года.
По мнению The Economist, в последнее время в экономике России прослеживаются внушающие оптимизм признаки: менеджеры стали рассматривать свои компании как организации, достойные внешних инвестиций, а не как средство для воровства. Многие магнаты осознают, что повышение кредитного рейтинга и цены акций компании посредством эффективного управления означает большую респектабельность, а, следовательно, и больше возможностей привлечь западные инвестиции.
Вместе с тем, отмечает журнал, пока этот процесс идет тяжело: в компаниях, где еще вчера на собрания директоров ходили с пистолетами, сложно сразу применить западные стандарты прозрачности и деловой этики. И это создает проблемы и для западных компаний, в том числе консультационных.
Зачастую они оказываются замешанными в крайне сомнительные сделки. The Economist приводит пример банка Credit Suisse First Boston, который дал кредит какой-то неизвестной кипрской компании Reforma для покупки пакета акций "ЛУКойла" по смехотворной цене, а также PricewaterhouseCoopers, который провел ряд сомнительных аудитов российских компаний, в том числе "Газпрома", когда в аудиторском отчете не оказалось вдруг данных о том, что газовый гигант работает с малоизвестным посредником "Стройтрансгаз", и сумма сделок с ним составляет в год 1 млрд. долларов.
Наконец, The Economist вспоминает недавний случай, когда Deutsche Bank и один из его менеджеров, Николас Йордан, приняли участие в сделке "по нейтрализации НТВ – последнего негосударственного телеканала в России". Deutsche Bank, по словам The Economist, консультирует "Газпром-Медиа", который хочет сменить руководство канала.
По словам самого Йордана, "ни одна из российских компаний не действует должным образом, и если бы законы позволяли подобным образом действовать западным компаниям, они поступали бы так же". Российские законы очень туманны и проводятся в жизнь настолько плохо, пишет журнал, что законность в России - это фактически возможность нанять себе хорошего адвоката.