Последнее обновление: 26.11.2024 18:00

Новый удар по России: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан готов

Нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан готов, и сегодня в Баку состоится торжественная церемония его сдачи в эксплуатацию, пишет газета "Коммерсант". Это событие должно поставить точку в десятилетней политической борьбе, ведущейся вокруг нефтепровода. Кроме того, его запуск означает, что в государствах Кавказа и Центральной Азии грядут очень серьезные перемены, он может положить начало новой волне "цветных революций".

Первоначально в строительстве нефтепровода участвовали 3 страны: Турция, Азербайджан и Грузия. Однако теперь появился четвертый участник проекта. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что Астана присоединяется к нефтепроводу.

До сих пор между Азербайджаном и Казахстаном существовало соглашение о ежегодном транзите 20 млн т нефти по этому трубопроводу. Ежегодная же пропускная способность Баку–Джейхан оценивается в 85 млн т. Учитывая, что добыча нефти в Азербайджане в ближайшие годы должна будет пойти на спад, более активное подключение Казахстана к мегапроекту было просто необходимо. Как заявил вчера Нурсултан Назарбаев, его страна продолжит наращивать добычу нефти. В ближайшее время казахстанская нефть будет доставляться в Азербайджан танкерами, однако заявление президента Казахстана говорит о том, что лидеры договорились в перспективе построить соединяющий две страны нефтепровод через Каспий.

Празднует триумф и Грузия. Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что ввод в эксплуатацию нефтепровода, а в будущем году – газопровода Баку–Тбилиси–Эрзурум "сделает весь регион, в том числе и Грузию, полностью энергонезависимым".

Коммерческая деятельность нефтепровода начнется уже к концу этого года – в ближайшие месяцы он будет медленно заполняться нефтью.

Интересно, что еще три года назад данный проект был абсолютно невыгодным и являлся в большей степени политическим, чем экономическим проектом. В 90-е, когда мировые цены на нефть были крайне низки, проект продолжал развиваться исключительно благодаря политической воле его покровителей – администрации США и правительства Великобритании.

В то же время, многие стран были кровно заинтересованы в том, чтобы нефтепровод так и не был построен. Россия лоббировала свой маршрут нефтепровода – через Чечню и Новороссийск – и всячески противилась иной конфигурации, при которой каспийская нефть уходила на Запад в обход ее территории. Недоволен был и Иран, с самого начала предлагавший свою территорию как оптимальный путь прохождения каспийской нефти. Наконец, убежденными противниками нефтепровода были арабские монархии Персидского залива. Для них появление на мировом рынке альтернативного источника энергоресурсов, никоим образом от них не зависящего, было бы серьезным ударом.

Каждая из заинтересованных сторон вела свою собственную борьбу за или против нефтепровода. Страны ОПЕК совместными усилиями на протяжении долгого времени удерживали мировые цены на нефть на таком уровне, который бы сделал строительство неоправданным. Россия продавливала свой вариант, а Турция в ответ ужесточала условия прохода российских супертанкеров через Босфор.

Однако неуклонный рост нефтяных цен после 11 сентября 2001 года привел к тому, что строительство нефтепровода стало выгодным.

Единственное, что могло бы помешать сейчас началу функционирования нефтепровода, – реанимация замороженных конфликтов в Карабахе, Абхазии, Южной Осетии. В этой ситуации нефтепровод, проходящий неподалеку, оказался бы в опасности. Однако, теперь уже вложив в регион крупные средства, Запад наверняка не допустит какого-либо риска. Отныне все игры в регионе будут вестись по новым правилам, вокруг главной оси Баку–Джейхан. И вся политика Запада будет направлена на достижение главной цели – обезопасить нефтепровод.

Еще несколько месяцев назад, выступая на слушаниях в конгрессе, главком европейского командования ВС США генерал Джеймс Джонс во всеуслышание рассказал о планах претворения в жизнь инициативы "Каспийская охрана". Она предполагает формирование сети подразделений спецназа и полицейских сил в прикаспийских странах, которые могли бы быстро реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, включая угрозы нападения террористов на нефтепровод Баку–Джейхан.

Однако включение нефтепровода означает не только усиленный контроль американских военных за территориями Азербайджана и Грузии. В недалекой перспективе Баку–Джейхан станет дорогой в Центральную Азию. Запуск нефтепровода означает завершение целого этапа. Отныне страны Каспийского региона окончательно и напрямую включены в мировую экономику. Западные корпорации добывают здесь нефть, а труба позволяет беспрепятственно ее перекачивать на мировой рынок. Однако по мере того, как с востока на запад по нефтепроводу будет течь нефть, в обратном направлении будет распространяться дух "цветных революций". Ведь в эпоху после Баку–Джейхана все происходящее в данном регионе уже не является внутренним делом этих стран, а напрямую затрагивает интересы Запада.

Эффект от запуска нефтепровода Баку–Джейхан вовсе не ограничится постсоветским пространством. Когда на Запад потечет каспийская нефть, США смогут наконец приступить к сведению счетов с Ираном. До сих пор Тегерану удавалось весьма эффективно запугивать Вашингтон всемирным энергетическим коллапсом в том случае, если иранский режим окажется под угрозой. Иранские военные грозились перекрыть вход в Персидский залив, затопив там несколько танкеров. Каспийская нефть, конечно, не сможет восполнить всех потерь, коими чревато такое развитие событий, однако зависимость США от Персидского залива снизится.

Общая протяженность основного экспортного трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан составляет 1767 км (азербайджанский участок – 443 км, грузинский – 248 км, турецкий – 1076 км). Пропускная способность нефтепровода планируется в объеме более 50 млн тонн нефти в год, около 1 млн баррелей в день. Тариф прокачки нефти составит $2,58 за баррель. Начало экспорта азербайджанской нефти из турецкого порта Джейхан на Средиземном море намечено на октябрь 2005 года.Помимо азербайджанской по нефтепроводу будет перекачиваться казахстанская нефть, которую будут перевозить через Каспийское море танкерами.

Стоимость проекта составляет $2,95 млрд, а с учетом выплат по кредитам – $3,6 млрд. Около 30% средств на проект были выделены компаниями – участниками проекта, остальные предоставлены Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком. Эксплуатация нефтепровода рассчитана на 40 лет. Как ожидается, рентабельность в течение 20 лет составит не менее 12,5% в год.



<Апрель 2005
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Май 2005>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Экономика