Menatep Group, крупнейший акционер российской нефтяной компании ЮКОС, объявил о будущих исках к любому покупателю ее главного добывающего актива - Юганскнефтегаза, основным претендентом на который сегодня считается Газпром.
Директор Menatep Group Тим Осборн сказал Рейтер, что компания уже наняла адвокатов, и обращение в суд может последовать вскоре за аукционом по продаже Юганскнефтегаза 19 декабря.
"Мы прекрасно представляем себе, что будем делать в различных юрисдикциях", - сказал Осборн.
Компания также намерена преследовать в суде консультантов сделки, которую считает незаконной.
Государство намерено 19 декабря продать контроль в Юганскнефтегазе с аукциона за налоговые долги головной компании, которые оценило примерно в $26 миллиардов.
Иск к Газпрому - крупнейшему в мире добытчику природного газа, главному поставщика этого топлива в Европу и фавориту будущего аукциона - может привести к эскалации тяжб в западных судах, которые неподконтрольны российским властям.
Menatep Group представляет интересы основных акционеров ЮКОСа, большинство из которых либо находятся под арестом, либо объявлены в розыск по обвинению в различных экономических преступлениях. Menatep контролирует более 60 процентов ЮКОСа.
В понедельник Menatep опубликовала в газете Financial Times объявление, в котором пригрозила привлечь к суду все компании, торгующие нефтью и газом Юганскнефтегаза.
"Полное юридическое возмещение будет потребовано от любой компании, которая приобретет акции, будет способствовать покупке или сделкам с нефтью или газом Юганскнефтегаза", - говорится в объявлении.
Menatep назвал аукцион незаконным и надеется на то, что "продажи будут признаны недействительными как британским, так и любым другим европейским судом, действующим на основании тех же норм международного права".
Menatep считает, что аукцион можно приравнять к экспроприации, поскольку, по всей видимости, акции Юганскнефтегаза уйдут по неоправданно низкой цене. Стартовая цена 76,8-процентного пакета Юганскнефтегаза составляет менее $9 миллиарда, в то время как банк Dresdner Kleinwort Wasserstein, приглашенный российским правительством для оценки его активов, назвал почти вдвое большую сумму.
Как сообщили представители банковских кругов, Газпром взял кредит на сумму 10 миллиардов евро, чтобы купить пакет акций Юганснефтегаза, при участии банков ABN AMRO, BNP Paribas, Calyon, Deutsche Bank, Dresdner Kleinwort Wasserstein и J.P. Morgan. Газпром является крупнейшим заемщиком среди российских компаний: объем его долга достигает $15 миллиардов.
Банки отказались прокомментировать предоставление займа Газпрому и его перспективу предстать перед судом. Тем не менее, источник в одном из перечисленных банков назвал объявление Menatep "бряцанием оружием".
Угроза продолжительной судебной тяжбы является одной из причин, по которой западные компании, скорее всего, воздержатся от участия в аукционе.
Menatep привел в пример постановление британской Палаты лордов, согласно которому иракские авиалинии Iraqi Airways должны были предстать перед судом, поскольку воспользовались самолетами компании Кuwait Airways, захваченными при вторжении Ирака в Кувейт.
Эксперты в области права согласны с тем, что существующие прецеденты позволяют привлечь к суду Газпром и даже те компании, которые покупают нефть Юганскнефтегаза.
"Бывали случаи, когда нефтяные месторождения были экспроприированы государством, нефть продолжала продаваться, а старые владельцы позже подавали в суд на новых владельцев нефти на том основании, что ее приобретение было незаконным", - сказал один специалист по международному праву.
Ситуация с теми, кто оказывает поддержку покупателю акций или предоставляет ему кредит, представляется менее ясной, однако Осборн считает, что их можно будет привлечь к ответственности. Осборн сотрудничает с британской юридической фирмой, которая специализируется в области международного налогообложения.
"Они не смогут утверждать, что не знали, что происходит", - сказал Осборн.
Menatep также уведомил Кремль о намерении обратиться в арбитражный суд на основании Энергетической хартии - международного договора, устанавливающего единые правовые рамки для сотрудничества в области энергетики. Он предусматривает юридически обязательное международное разрешение споров и возмещение ущерба инвестору в энергетику в случае экспроприации его имущества.
Россия подписала договор в рамках Энергетической хартии, но не ратифицировала его. Поэтому юристы не уверены, что инвесторы смогут им воспользоваться. По мнению специалистов, Хартия вряд ли поможет взыскать компенсацию с покупателя Юганскнефтегаза или банка, оказавшего помощь в сборе средств на его покупку.
Прочие акционеры ЮКОСа, которым принадлежат 10 процентов акций холдинга, на прошлой неделе заявили, что вряд ли до окончания аукциона решат, начинать ли судебную тяжбу.
Маттиас Вестман, глава компании Prosperity Capital, которая возглавила комитет миноритариев ЮКОСа, полагает, что некоторые акционеры воздержатся от обращения в суд во избежание осложнений в своем российском бизнесе.
"Каждому следует подумать над тем, что в конце концов мы работаем здесь, в России", - сказал Вестман.