В Европейском союзе растут сомнения и беспокойство по поводу развития политической ситуации в России. До сих пор была слышна в лучшем случае приглушенная критика курса президента Путина, а в большинстве случаев скепсису вообще не давали выхода.
Но теперь он все больше находит свое отражение в публичных высказываниях и в действиях функционеров ЕС. Поводом стали жесткие действия Путина во время и после захвата заложников в Беслане. Однако причины лежат глубже, пишет Berliner Zeitung.
Изменения в подходе, судя по всему, станут видны уже на российско-европейском саммите в Гааге в ноябре. Во время консультаций по поводу подготовки к саммиту представители 25 стран ЕС на днях были едины во мнении: Европейский союз не должен позволять Москве толкать его ко все новым обещаниям и благозвучным договоренностям. Вместо этого европейцы будут настаивать на том, чтобы Россия сначала соблюдала свои обязательства.
По мнению ЕС, российского президента всегда волнует только та часть отношений, которая для него важна. Путин требует отмены виз для россиян и поддержки вступления России в ВТО. Но когда представители ЕС собираются поговорить о Чечне, правах человека и недостатках правового государства в России, Москва намеренно не слушает или становится агрессивной. "Мы не позволим, чтобы Россия снимала пенки", - заявил один европейский дипломат немецкой газете. Если Москва по важным вопросам не сдвинется, то заключительное заявление будет немногословным.
По мнению ЕС, важны сперва успехи в двустороннем партнерстве. Европа и Россия договорились о создании "пространства свободы, безопасности и права". Его основой должны быть "общие демократические ценности", от которых Россия, однако, сейчас отдаляется. СМИ фактически поставлены под контроль, плюрализм носит рудиментарный характер, а политического подхода к решению чеченского конфликта не видно. В Брюсселе также недовольны тем, что российские военные - вопреки международным договоренностям - до сих пор замешаны в грузинском и молдавском конфликтах, подчеркивает газета.
К тому же, после расширения в мае в ЕС входят такие государства, как Польша и балтийские республики, которые на протяжении долгого времени имели плохой опыт общения с Москвой.
Захват заложников в Беслане, наконец, вызвал скандал. В момент кровавой развязки министры иностранных дел стран ЕС проводили заседание.
Российские власти играли при этом бесславную роль. Москва отвергала любые запросы и тем более критику. Министры ЕС притихли, но Путин из-за своей утрированной реакции и объявлений о проведении политики твердой руки лишился симпатии многих.
Бенита Ферреро-Вальднер, назначенная комиссаром ЕС по внешней политике, озвучила обеспокоенность. Ранее ее предшественник Крис Паттен, еще не публично, называл отношения с Россией самым большим слабым звеном в европейской внешней политике. Москве удалось разыграть европейские государства друг против друга, говорил он.
Невзирая на растущую критику, в том числе и из Германии, в выходные Герхард Шредер выступил в защиту своего друга Путина. Он даже не исключил вступления России в ЕС, хотя и не в ближайшей перспективе.
Россия отклоняется от демократического курса, и ЕС должен призвать Москву к ответу, одновременно приблизив другие бывшие республики Советского Союза к Западу, заявила во вторник будущий комиссар блока по международным отношениям, пишет The New York Times.
"Совершенно очевидно, давайте выразимся четко, что в настоящий момент мы наблюдаем отступление от демократии в России", - сказала Бенита Ферреро-Вальднер, уходящая с поста министра иностранных дел Австрии, на слушаниях в Европарламенте.
"Мы должны поговорить об этом откровенно, и вы знаете, что это означает на дипломатическом жаргоне, но в то же время и как равные партнеры", - сказала она.
Ферреро-Вальднер сообщила, что будет настаивать на соблюдении прав человека в России, отметив, что даже с учетом последствий осады школы в Беслане, в результате которой погибло более 300 человек, нет оправданий тому, чтобы отказывать людям в основных правах.
"Права человека надо защищать всегда, в том числе и когда речь идет о борьбе с терроризмом, и мы должны говорить об этом, кричать об этом с крыш", - сказала она.
Она добавила, что Евросоюз должен продвигать политику европейского соседства, призванную упрочить связи с государствами, ставшими соседями Европейского союза после его расширения на восток в мае.
"Я сделаю все, что в моих силах, чтобы по крайней мере удержать Украину на нашей стороне", - сказала она, добавив, что сложнее будет работать с Белоруссией, авторитарным государством, разделяющим немногие из демократических ценностей ЕС, среди которых свобода и права человека.
"У нас есть шанс проявить инициативу и сделать страны, окружающие нас, ближе к Европейскому союзу", - заявила она на слушании.
"Это, конечно, означает, что мы принесем им наши общие ценности и они, в конечном счете, смогут принимать участие в нашем внутреннем рынке. Другими словами, это отношения, основанные на взаимных уступках".
Ферреро-Вальднер, которой предстоит заниматься вопросами иностранной экономической помощи и руководить штатом этого отдела ЕС, обрисовала свои приоритеты на предстоящий пятилетний срок службы, к которой она приступит с 1 ноября.
Однако представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана, когда будет ратифицирована конституция, принятая в июне, станет первым министром иностранных дел Союза, и ее полномочия перейдут к нему.
Предположительно, это произойдет в январе 2007 года, в зависимости от хода референдумов в разных странах блока.
Ферреро Вальднер говорила также о войне, которую ведет президент Путин с боевиками сепаратистов Чечне.
Она пообещала вести жесткий разговор с Россией, сохраняя в то же время живой диалог. Она добавила, что именно теме Чечни были посвящены переговоры ЕС с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в прошлом месяце в Нью-Йорке.
"Мы должны вести именно такую политику, - заявила она, - но для меня жесткий разговор - это всегда еще и диалог".