Референдум по Европейской конституции пройдет в Испании в феврале 2005г. По данным источников в правительстве Испании, такое решение было принято премьер-министром страны Хосе Луисом Сапатеро после консультации с оппозицией, передает АР. Столь позднее проведение референдума обусловлено "техническими проблемами", отмечает источник.
Испанский премьер в июне 2004г. заявил, что Испания станет одной из первых стран ЕС, парламент которой ратифицирует проект Европейской конституции.
Между тем, в прошлом все переговоры о конституции наталкивались на одну преграду: малые страны ЕС противились введению нового плана распределения голосов при принятии решений. По новому плану, решение считается принятым, только если его поддерживают 55% членов ЕС, представляющих 65% населения Единой Европы. Лидеры ЕС должны официально принять текст конституции, как только он будет переведен на все официальные языки организации.
Тем не менее, 19 июня лидеры стран Евросоюза одобрили проект европейской конституции. Окончательный вариант текста был "весьма позитивно встречен" всеми лидерами государств-членов ЕС.
Стоит отметить, что на прошедшей неделе наконец был выбран глава Еврокомиссии. Взамен ушедшего в отставку Романо Проди пост занял бывший португальский премьер-министр Хосе Дурау Барросу, кандидатура которого оценивалась как компромиссная, так как парламентарии не могли договориться по поводу кандидатов на этот пост в течение всего последнего полугодия.
Напомним, прошедшие недавно выборы в Европарламент показали, что жители Европы недовольны сегодняшним положением вещей в политической сфере.
Кроме того, итоги голосования рассматриваются самими представителями стран-членов Евросоюза как "катастрофа для правящих коалиций во многих странах".
Во-первых, явка избирателей на выборах в Европарламент оказалась рекордно низкой - всего 45,3% совершеннолетних жителей Европы пришли на участки для голосования, особенно стоит отметить "драматически низкую" явку в 10 новых странах ЕС, составившую в среднем лишь 26,4%.
Во-вторых, эти выборы можно рассматривать как провал правящих партий практически во всех странах Евросоюза. Так, партии, стоящие у власти в Германии, Франции и Польше, потерпели сокрушительное поражение. Правящие же партии одержали победу только в Испании, Греции и Словакии.
В целом, правоцентристы и консерваторы сумели упрочить свое представительство в Европарламенте. При этом так называемые "евроскептики" выступили успешно как никогда. В результате правоцентристские партии получат свыше 250 мест в Европарламенте, социалисты - чуть более 200. Увеличится и представительство радикальных сил - крайне левых и крайне правых.
Таким образом, предпочтения оппозиционным партиям и сокращение симпатий по отношению к партиям власти можно интерпретировать следующим образом: граждане новой Европы рассматривают выборы прежде всего через призму узконациональной проблематики. Если рассматривать результаты выборов, учитывая региональный фактор, можно констатировать, что европейский Восток был более безразличен к избирательному процессу, чем западные страны европейского континента. Однако самым сложным остается анализ результатов выборов в свете собственно общеевропейской политики. Так, любой выборный процесс в Европе, прежде всего, ориентирован на то, что граждане стран видят свое участие в нем исключительно через призму внутригосударственных проблем.
В Европе нет общеевропейской политической силы, за исключением "зеленых", нет органа законодательной власти, выбор депутатов которого стал бы основной политической целью для европейцев. На таком фоне вопрос принятия европейской конституции может стать неразрешимой проблемой для европейских лидеров.