Министры обороны стран-участников ЕС предоставили необходимые военные силы для формирования европейских Сил быстрого реагирования, которые будут действовать независимо от НАТО.
Это решение было принято через год после того, как 15 лидеров стран ЕС приняли решение создать к 2003 году общие вооруженные силы, насчитывающие около 60 000 человек личного состава, которые, в случае необходимости, могли бы быть приведены в полную боевую готовность в течение 60 дней.
Предполагается, что европейские Силы быстрого реагирования не будут заниматься непосредственно защитой территории, но предназначены прежде всего для тех миротворческих миссий, где НАТО, в лице США, решит не вмешиваться.
В настоящий момент, страны ЕС предоставили для формирования Сил быстрого реагирования более 100 000 солдат, 400 военных самолетов и более 100 военных кораблей. Теперь военным остается собрать все это в единое целое и привести в состояние готовности.
"Это - часть процесса европейской интеграции," - заявил министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, который также сказал, что после Косово больше нет разделения между военными и гражданскими средствами контроля кризисных ситуаций.
США заявляют, что поддерживают стремление Европы создать собственные силы быстрого реагирования, но при условии, что НАТО останется главным элементом европейской оборонной структуры. Между тем, существует некоторое беспокойство о возможной конкуренции между европейскими Силами и НАТО.
Госсекретарь США Мадлен Олбрайт объяснила, что США хотят "создать настоящее стратегическое партнерство между двумя основными организациями Запада - НАТО и ЕС. Европейские Силы будут доступны и НАТО и ЕС, в тех случаях, когда НАТО в целом не задействовано. Они представляют собой ценное дополнение усилиям и возможностям НАТО."
Все же отношения между Силами и НАТО остаются не вполне определенными. Так, согласно планам ЕС, в случае необходимости Силы быстрого реагирования будут использовать технику НАТО. Это вызывает у США опасения, что Силы будут просто дублировать НАТО, что создаст лишние траты и путаницу в планировании операций.
Также недовольны и шесть европейских стран-членов НАТО не входящих в ЕС, которые опасаются, что в то время, когда Силы быстрого реагирования могут пользоваться военными объектами и техникой НАТО на их территории, сами они никак не могут это контролировать.