Крупные залежи янтаря обнаружили ученые в Беларуси. По качеству он не уступает знаменитому прибалтийскому. Для рабочих Гатча-Осовского торфобрикетного завода янтарь уже давно не в диковинку. Каждое лето, когда открывается новый сезон по добыче торфа, ковшами экскаваторов вместе с торфяной массой и песком на поверхность поднимают янтарь.
На сегодняшний день залежи торфа в Гатча-Осове заканчиваются, а это значит, что завод придется закрывать. Останутся без работы люди, зачахнет поселок. Почти все его жители – рабочие этого завода. В то же время завод в буквальном смысле слова стоит на залежах янтаря, которые по подсчетам специалистов могут составлять более 350 тонн. Спасти предприятие может только янтарь. На заводе об этом знают. И даже готовы открыть новый цех – по его обработке.
Директор Гатча-Осовского торфобрикетного завода Николай Бортник подчеркнул, что только такой вариант обеспечит рентабельность производства.
Местные жители здесь всегда собирали много янтаря, делали из него различные сувениры. Они говорят, что он буквально под ногами лежит. Специфическая яркая окраска янтаря очень хорошо заметна на торфянике после дождя.
В Беларуси ученые обнаружили только один вид янтаря – суцианит. О том, что во многих местах страны есть янтарь, стало известно только двадцать лет назад. Долгое время разрабатывались проекты по добыче драгоценной смолы, которая может использоваться не только для изготовления украшений, но и в медицине, и в химической промышленности. Ученые провели специальные экспертизы, и доказали: по качеству белорусский янтарь не уступает знаменитому прибалтийскому. Кандидат геологических наук Максим Богдасаров отметил, что необходимо комплексно прорабатывать эту проблему.
Будут в Беларуси добывать янтарь или нет, на Гатча-Осовском торфобрикетном пока не знают. Однако каталоги с изделиями из янтаря, которые можно будет в будущем делать здесь, заказали. И показывают их всем приезжающим на Гатча-Осовский чиновникам. Говорят, что янтарь – это деньги, и нехорошо, что деньги спрятаны в земле.