Италия заступает 1 июля на полугодовую вахту председателя в руководящих структурах Европейского союза, сменяя на этом посту Грецию.
В период до 31 декабря 2003 года Рим надеется добиться принятия Конституции единой Европы и рассчитывает почти полвека спустя после подписания Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (1957 г) стать местом заключения нового соглашения с участием стран Восточной и Южной Европы, передает Интерфакс.
"Будущая Европа должна включать в себя Российскую Федерацию", - заявил председатель Совета министров Италии Сильвио Берлускони. Премьер указал, что "Италия воспользуется своей ведущей ролью в руководящих структурах Евросоюза, чтобы продолжить сближение России с единой Европой".
В период "правления" Италии в ЕС ожидается также сближение Евросоюза с США. В понедельник итальянский премьер призвал не допускать политического соперничества между Евросоюзом и США, так как "для этого нет оснований".
2 июля Сильвио Берлускони выступит в Европейском парламенте в Страсбурге с изложением своей программы на предстоящее полугодие.
Главным делом Берлускони станет созыв осенью межправительственной конференции, которая должна будет одобрить проект Европейской конституции, разработанный Брюссельским Конвентом. Однако в Евросоюзе многие задаются вопросом, окажется ли Италия на высоте и заставит ли Европу принять новый амбициозный Римский трактат, пишет французская Le Monde, статью которой публикует InoPressa. От выбора Берлускони, личность которого для многих европейцев, как и для самих итальянцев, остается загадкой, будет зависеть многое. В его собственной стране оппозиция и интеллектуалы критикуют созданную им систему безграничного контроля, в частности, над прессой.
С 1 июля председатель Европейского Союза будет говорить с сильным итальянским акцентом. Сегодня этот акцент волнует многих. Так как со времен подписания в 1957 году Римского пакта Италия всегда была "евроэнтузиасткой" и считалась одним из столпов Союза, приход Сильвио Берлускони на пост председателя Совета вызывает тревогу во многих столицах.
Сейчас одновременно существует несколько подходов к дальнейшей интеграции Европы. "Более реалистичная идея Европы как "гаранта" национальных интересов созрела в рядах левых сил. Это идея, которая становится для Италии ближе, когда она осуществляет какие-либо функции в международных инстанциях", - отмечает Андреа Романо, глава левоцентристской организации Italianieuropei.
Серьезность европейского выбора Дома свобод - правоцентристской коалиции, которую создал Сильвио Берлускони - часто ставилась под вопрос. Как отмечает французская газета, себе в союзники Берлускони взял, в том числе, профашистский и эпатистский Национальный альянс, регионалистскую Северную лигу с ее ксенофобским уклоном, старых центристов из ХДП и партию под названием "Вперед, Италия!" Министр иностранных дел Ренато Руджеро, представлявший проевропейскую линию во втором кабинете Берлускони в 2001 году, быстро вышел в отставку. Он сделал это потому, что министр экономики, открыто выступивший с критикой евро и общеевропейских правил, не был дезавуирован. Отсюда и некоторая озадаченность, которую чувствуют сегодня европейские партнеры Берлускони.
И все же Адолфо Урсо, заместитель министра внешней торговли и идеолог Национального альянса, не сомневается: "Период нашего председательства станет периодом примирения и прогресса. Почему? Потому что, будучи страной-основателем, мы имеем определенные обязательства, к тому же мы хотим быть страной, уделяющей больше внимания входящим в ЕС странам".
Еще более четко эту идею выразил бывший министр иностранных дел, социалист Джанни де Микелис: "Нужно покончить с сорокалетним периодом каролингского представления о Европе, свойственного странам-основателям. Мир изменился, Стена рухнула". Он добавляет: "Не нужно фанатично придерживаться принципов. Франция и Германия совершили ошибку, отмежевавшись от американской линии в отношении Ирака, которая в действительности была направлена на изменение ситуации на Ближнем Востоке. Теперь Европа изолирована от мирного процесса".
Итальянская оппозиция очень критично настроена в отношении этой концепции "новой Европы". Подпись, поставленная правительством под письмом восьми европейских стран с выражением поддержки Джорджу Бушу, породила раскол в стране. "Мы присутствуем при поворотном моменте: Европа должна решить, хочет ли она быть региональной державой или мировым партнером. Мы не можем быть прислужниками американцев, например, в Средиземноморье", - говорит глава парламентской фракции левых демократов Лучано Вьоланте.