Семь частных турецких компаний, которые взяли на себя обязательство покупать большие объемы газа у «Газпрома» по долгосрочным контрактам «бери-или-плати» (take-or-pay), задолжали российской компании порядка $2 млрд.
Об этом пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на несколько источников, знакомых с ситуацией, передает РБК.
Газета отмечает, что эти компании по итогам 2019 года существенно снизили отбор российского газа от минимального контрактного уровня, что привело к столь крупной задолженности перед «Газпромом». Турецкие импортеры выбрали менее 15% общего контрактного объема 10 млрд куб. м, утверждают источники.
По данным издания, в настоящее время турецкая сторона ведет переговоры с «Газпромом», чтобы уладить создавшуюся ситуацию без судебных разбирательств.
В пресс-службе «Газпром экспорта» отказались прокомментировать РБК эту информацию.
WSJ полагает, что проблема с задолженностью может усилить опасения по поводу способности Турции пролонгировать свои крупные внешние финансовые обязательства. «Существует риск, что эта [ситуация] добавит напряженности отношениям Анкары и Москвы, которые стремились расширить торговые связи в последние годы», — отмечается в публикации.
Один из собеседников газеты считает, что ситуация с задолженностью на $2 млрд может стать поводом для длительных переговоров между президентами России и Турции Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом.
У «Газпрома» действует несколько контрактов на поставку газа в Турцию: два контракта с государственной компанией BOTAS на поставку в общей сложности 20 млрд куб. м газа в год, которые истекают в конце 2021-го и в конце 2025 года, а также несколько соглашений с частными турецкими импортерами газа.
Турция платит самую высокую цену за российский газ среди основных клиентов «Газпрома», поскольку контракты с BOTAS и другими турецкими фирмами, по данным Argus Media, все еще целиком привязаны к стоимости нефти (в отличие от большинства экспортных контрактов «Газпрома», где введена привязка к рыночным котировкам собственно природного газа).
Индексация контрактных цен на газ в зависимости от цен на нефть в последние годы обеспечивала более высокую стоимость, чем индексация по рыночным котировкам газа. Кроме того, в турецких контрактах «Газпрома» есть условие «бери-или-плати» (take-or-pay), которое обязывает покупателя в любом случае оплачивать минимальные фиксированные объемы газа по контракту, даже если фактические закупки намного меньше, как, например, в 2020 году.