Верховный суд Литвы отказался принять жалобу ОАО "Гомельтранснефть Дружба" (оператор белорусского участка нефтепровода "Дружба") на решения судов предыдущих инстанций по делу о компенсации в размере примерно $84 млн за нефть, хранившуюся в трубах выведенного из эксплуатации в 2006 году литовского участка нефтепровода
Такое решение Верховный суд принял 7 мая, его причины не уточняются, сообщает Интерфакс со ссылкой на BNS.
Апелляционный суд Литвы в апреле отказался удовлетворить апелляцию ОАО "Гомельтранснефть Дружба" на решение суда первой инстанции, посчитав, что после перехода в собственность Литвы находящейся на территории страны части магистрального нефтепровода такая же правовая судьба постигла и связанный с ним неразрывной функциональной связью второстепенный объект - технологическую нефть.
Иск подавало ОАО "Полоцктранснефть Дружба" (бывший оператор северной ветки "Дружбы" в Беларуси), однако в конце 2019 года эта компания была присоединена к ОАО "Гомельтранснефть Дружба" (ранее было оператором только южной ветки).
"Гомельтранснефть Дружба" стала правопреемником "Полоцктранснефть Дружбы" по всем правам и обязанностям в отношении должников и кредиторов, включая оспариваемые обязательства.
Белорусская сторона считает, что находившаяся в трубах литовского участка нефтепровода "Дружба" технологическая нефть, необходимая для обеспечения деятельности трубопровода, является ее собственностью.
Литовская компания Orlen Lietuva (владелец Мажейкяйского НПЗ, который ранее получал нефть по ветке МН "Дружба"), со своей стороны, утверждала, что эти претензии не обоснованы. Об этом говорилось в отчете польского концерна Orlen (которому принадлежит Orlen Lietuva) за первый квартал 2018 года. Литовские СМИ в 2015 году писали, что компания Orlen Lietuva выкачала из недействующего трубопровода "Дружба" находившуюся в нем нефть при проведении ремонта, что оказало положительное единовременное воздействие на результаты деятельности НПЗ. Россия закрыла нефтепровод "Дружба" в июле 2006 года, сразу после того, как нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе был продан концерну Orlen. В России подчеркивали, что нефтепровод закрыт из-за многочисленных неисправностей. В Литве заявляли о политических мотивах такого решения.