США сохранит военное присутствие в Черном море, несмотря на предостережения России, заявил Reuters министр военно-морских сил США Рэй Мабус. «Мы намерены продолжать присутствие там. Мы собираемся сдерживать. Это главная причина, почему мы там, — сдерживание потенциальной агрессии», — подчеркнул он.
По словам Мабиуса, действия США соответствуют Конвенции Монтре, которая предписывает, что нечерноморские государства имеют право пребывать в Черном море только 21 сутки. Среди членов НАТО, отметил министр, есть Турция, Румыния и Болгария, а все они — черноморские страны.
В начале июня стало известно, что американский ракетный эсминец USS Porter вошел в Черное море. В США поясняли, что цель этого — «рутинный патруль вместе с союзниками и партнерами <...> для улучшения безопасности и стабильности в черноморском регионе».
Москва пригрозила США «ответным планированием». Директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин назвал появление американского корабля в Черном море в канун саммита НАТО демонстрацией силы.
Между тем Румыния и Турция выступили с инициативой создания флотилии НАТО в Черном море. Вопрос о создании черноморского флота, вероятно, как сообщалось ранее, будет обсуждаться на саммите НАТО в июле. Румынские СМИ, в частности, писали, что Бухарест предложит создать в Черном море регулярный флот из кораблей Германии, Италии, Турции и США. Инициативу поддержал президент Украины Петр Порошенко, пишет РБК.
Болгария — черноморское государство — высказалась против создания в Черном море флотилии НАТО. Премьер-министр Бойко Борисов заявил, что София не присоединится к такому плану. «Я всегда говорил, что я хочу видеть в Черном море парусники, яхты, большие корабли с туристами, а не чтобы оно стало ареной боевых действий... Мне не нужна война в Черном море», — сказал он, добавив, что Болгария — мирная страна, «ее внешняя политика не направлена против кого-либо».
15 июня Келин заявил, что постоянное присутствие НАТО в Черном море будет носить дестабилизирующий характер и нанесет ущерб безопасности региона. «Если вопрос будет решен в отношении создания постоянного соединения, то, конечно, это будет иметь дестабилизирующий характер, это отнюдь не морское пространство НАТО, никакого отношения к альянсу оно не имеет, в Черном море есть полная свобода мореплавания», — сказал он, отметив, что это не улучшит отношения России с альянсом.