Банк России оценивает совокупный объем валютной ликвидности как достаточный для бесперебойного и полного обслуживания внешнего долга банками и нефинансовыми компаниями в 2016 году, говорится в письменном комментарии первого заместителя председателя Банка России Ксении Юдаевой.
Банки сократили задолженность перед ЦБР по валютному репо с максимального уровня в $33,9 миллиарда до $19,4 миллиарда на текущий момент, что свидетельствует о снижении потребности банков в валютной ликвидности.
В обзоре финансовой стабильности ЦБР провел оценку достаточности валютной ликвидности у компаний и банков для погашения внешних долгов до 1 июля 2016 года.
Опрошенные 25 банков предоставили данные для двух сценариев: погашения в соответствии с контрактными сроками и наиболее вероятный, по мнению банка, сценарий, передает Reuters.
"Прогнозы банков отличаются от сценария с контрактными сроками более оптимистичными предпосылками по рефинансированию депозитов организаций-резидентов и физических лиц, однако являются достаточно консервативными и предполагают почти 100-процентное погашение внешнего долга", - пишет ЦБР.
Для 25 крупнейших банков совокупный гэп (суммарная разница между ликвидными валютными активами и погашаемыми обязательствами) составляет $54,6 миллиарда.
Для 19 крупнейших компаний-экспортеров погашение внешнего долга до 1 июля 2016 года составит $17 миллиардов (данные опроса компаний, с исключением внутригрупповых операций).
По остальным нефинансовым компаниям объем погашений в этот период не превысит $25 миллиардов, пишет ЦБР.
Банк России каждый месяц получает данные о структуре валютных активов и обязательств 11 крупнейших компаний-экспортеров. С 1 апреля 2015 года ликвидные валютные активы этих компаний возросли на 16,6 процента до $61,8 миллиарда на 1 октября 2015 года.
"Таким образом, имеющейся у крупнейших банков валютной ликвидности вполне достаточно для осуществления выплат по внешним долгам в рассматриваемый период. Кроме того, имеется существенный неиспользованный лимит валютного рефинансирования Банка России – $28,7 миллиарда на 18 декабря 2015 года", - говорится в обзоре.
Банк России осуществляет регулярный мониторинг валютного рынка с целью выявления потенциальных системных рисков и готов в случае нестабильности перевести биржевые торги валютой в режим дискретного аукциона.
"Угрозу финансовой стабильности могут представлять ситуации, когда рынок утрачивает ликвидность и на нем происходят резкие ценовые изменения, не соответствующие фундаментальным факторам", - пишет ЦБР.
В случае резкого ослабления рубля возможны рост спекулятивного спроса на иностранную валюту, повышение уровня долларизации депозитов, усиление инфляционного давления, перечисляет ЦБ.
"В связи с этим Банк России изучает возможность переключения режима торгов на дискретный аукцион на валютном рынке Московской биржи. При этом предполагается, что данная мера может использоваться достаточно редко", - говорится в обзоре.
Основными поставщиками иностранной валюты на российский валютный рынок являются компании-экспортеры, которые обеспечивают стабильный приток валютной ликвидности на российский рынок.
Чистые объемы продаж иностранной валюты крупнейшими экспортерами во втором-третьем кварталах 2015 года составили в среднем за месяц около $14 миллиардов. Пик продаж пришелся на июль 2015 года, когда нефтяные компании получали выручку от продажи нефти по ценам июня, максимальным с начала года, а также активно конвертировали ее для осуществления дивидендных выплат, подтвердил ЦБ.
Регулятор отмечает, что в ноябре 2015 года показатель волатильности курса рубля стабилизировался и составил около 20 процентов, что было в два раза ниже его значения на конец августа – начало сентября 2015 года. В этот период волатильность курса рубля поднималась до локальных максимумов в 38–40 процентов на фоне всплеска волатильности на глобальных рынках. Соотношение исторической волатильности курса рубля относительно доллара США и волатильности нефти в августе в среднем находилось на уровне 0,8, а в ноябре опустилось до 0,5.
Кроме вмененной волатильности ЦБР анализирует индикаторы рыночной ликвидности, а именно ценовые спреды, объемы торгов, показатель объема заявок рынка вблизи bid-ask спреда, показатель дисбаланса спроса и предложения на рынке.
«Одним из ключевых факторов, способных вызвать повышенную волатильность курса рубля, является снижение объема выставленных заявок... Показатель объема заявок вблизи bid-ask спреда может нести информацию о риске сильных скачков курса", - пишет ЦБ.
Чем больший объем сконцентрирован около лучшей цены на покупку и продажу, тем выше ликвидность рынка. Если ликвидность рынка недостаточна, то даже незначительное повышение торговой активности может привести к сильному изменению курса рубля.
Показатели достаточности валютной ликвидности (спред между ставкой RUONIA и ставкой по валютному свопу сроком 1 неделя)важны как опережающие индикаторы, поскольку в случае острого дефицита ликвидности участники рынка могут увеличить спрос на наличную валюту.
ЦБР отслеживает курсовые ожидания и показатели спроса на иностранную валюту со стороны нефинансового сектора.
"Анализ структуры валютного рынка показал, что во втором-третьем кварталах 2015 года параметры рынка не приближались к экстремальным значениям и в целом находились на устойчивом уровне", - пишет ЦБР в обзоре.
Банк России сохраняет возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке в случае возникновения угроз финансовой стабильности и может в случае ухудшения ситуации с валютной ликвидностью в соответствии с прогнозом платежного баланса увеличить предложение иностранной валюты на возвратной основе.