Беларусь никогда не вступит в ВТО на условиях Казахстана, заявил сегодня вице-премьер Михаил Русый, признав, что перекрестное субсидирование и тотальная господдержка экономики синеокой несовместимы с членством в этой организации.
Каждая страна вступает в ВТО на своих условиях, которые, как правило, носят временный характер. Одновременно новый член ВТО берет на себя обязательства в короткий срок устранить существующие перекосы. Но даже с учетом переходного периода Беларусь пока не особо продвинулась на долгом переговорном пути.
«Все просчитывается, в том числе и меры государственной поддержки», - назвал Русый главный ужас членства в ВТО для синеокой.
Чиновники подсчитали, что вступление в ВТО создает угрозу группе отечественных товаров из более чем 1,5 тыс. наименований. Под угрозой и рисками следует понимать, что эти товары будут неконкурентоспособными по сравнению с импортными аналогами. Есть ощущение, что чиновники проявили большой оптимизм при подсчете.
«Если Беларусь вступит в ВТО, и на наших прилавках появятся импортные сыр и масло, которые будут ниже по цене, то, безусловно, страна от этого потеряет. Чтобы этого не допустить, нужно работать над поднятием эффективности экономики", - не стал ходить вокруг да около министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц.
Он признал, что до вступления в ВТО необходимо поднять уровень производительности труда и конкурентоспособности товаров.
Страна не пострадает от ВТО, как и не пострадают скованные феодальными отношениями и страхом предприятия. При реальной внешней конкуренции часть очень быстро научится жить в рыночных условиях, другая часть просто исчезнет, что всё равно можно считать качественной переменой – лучше, чем ждать очередной команды из центра.
Единственным субъектом, который не готов к вступлению Беларуси, остается власть, привыкшая в условиях полузакрытой и командной системы через постоянные денежные вливания и бюджетные субсидии активно монетизировать свои властные полномочия.
Ведь когда Лукашенко заявил: «Может, нам сегодня лучше и не вступать в ВТО», - он ведь говорил со знанием дела, с четким представлением всего процесса…