Само появление первого зампреда Нацбанка РБ Т.Надольного в эфире вечернего воскресного зомбоящика уже является тревожным сигналом того, что дело дрянь в самом центре Европы.
Понятно, что первый замглавы НБ РБ говорил о стабильности, в первую очередь, на валютном рынке, о грамотных и новаторских действиях регулятора, который на самом деле смахнул пыль и завернул в новую обертку ранее принимавшиеся решения. А еще он уговаривал население не паниковать накануне крупных валютных платежей в рамках обслуживания внешнего госдолга, потому что у синеокой такая безупречная кредитная репутация…
"Что касается Беларуси - у нас безупречная кредитная история. Не было еще ни одного случая, чтобы страна не обслуживала свой внешний долг и не платила по долгам", - сказал Надольный.
Можно допустить, что заявление Надольного прозвучало в адрес иностранных инвесторов в белорусские евробонды, погашать которые стране предстоит уже через полтора месяца - «Мол, не волнуйтесь, мы обязательно погасим евробонды».
Вот только покупатели белорусских бондов не смотрят воскресным вечером белорусский зомбоящик. Поэтому некие посылы до этой категории человеческих существ лучше всего доносить через живые встречи или на крайний случай с помощью интервью Reuters или Bloomberg.
Во-вторых, проблема, заплатит Беларусь или нет, должна волновать не столько самих инвесторов, сколько саму Беларусь. Ведь отсутствие или неспособность вне зависимости от причины провести платеж будет означать полное закрытие доступа к международным деньгам.
В-третьих, кредиторы Беларуси знают, кому дают деньги и почему дают. Все решения носят политический характер и кредитная безупречность здесь вовсе ни при чем. Стоит отметить, что хоть белорусские валютные облигации и носят гордое имя «евробонды», европейских денег на их покупку было потрачено гораздо меньше чем российских.
Появление Надольного в зомбоящике предназначалось для внутреннего потребления. А это значит, что 5 месяцев постдевальвационного затишья закончились. Нервы, спекуляции и избыточные рубли начали делать свое зловещее дело.
Если в мае население все еще выступало чистым продавцом валюты, отток рублевых и депозитных вкладов, пусть и небольшой, спровоцированный борьбой регулятора с высокими процентными ставками и отчасти стартовавшим отпускным сезоном, не остался незамеченным.
Определенную лепту внесла и волатильность валютного рынка после перевода валютных торгов в режим НДА. Косвенно сказались и события за пределами страны: Украина, Греция.
Но, судя по всему, в июне ситуация начала усугубляться. Нацбанк видит предварительные данные, и пытается заблаговременно сбить возможные всплески панических настроений населения, заблаговременно распевая песни о стабильности и кредитной безупречности.
Проблема в том, что кредитную безупречность в закрома родины не положишь и на хлеб не намажешь.
Население знает, что экономика падает, растет безработица, промпроизводство в глубокой рецессии, а растущий минус во внешней торговле удается сдерживать только благодаря административному сокращению импорта. Кроме того, грядущие выборы убивают редкие ростки оптимизма.
На таком фоне подобные выходы в эфир только провоцируют еще большее недоверие к действиям властей, проводимой в стране денежной кредитной политике, а также панические настроения.