Анонсированный в этом месяце меморандум между Беларусью и ЕБРР об участии последнего в предпродажной подготовке и покупке блок-пакета акций государственного Белинвестбанка вовсе не означает, что уже, условно говоря, завтра белорусский госбанк увидит валюту на своем счету.
Первые живые деньги зайдут в белорусский банк в лучшем случае в конце 2016 года. Такой срок был озвучен сегодня в Минске на пресс-конференции с участие главы Белинвестбанка Г.Сысоева, первого зампреда НБ РБ Т.Надольного и директора ЕБРР в Беларуси Фрэнсиса Делея.
Как отметил г-н Делей, ЕБРР выкупит дополнительный выпуск акций, что, собственно, позволит увеличить собственный капитал банка.
Если верить озвученной в прессе оценке Белинвестбанка в 400 млн. евро, то покупка блок-пакета сегодня обошлась бы ЕБРР минимум в 130 млн. евро. Однако, спикеры отказались подтверждать или опровергать упомянутую цифру.
«Не комментируем», - мужественно заявил первый зампред НБ РБ.
По реакции директора ЕБРР в Беларуси можно сделать вывод, что цифра в 400 млн. евро присутствует в меморандуме, что это оценка именно белорусской стороны и что ЕБРР с ней не согласен.
По понятным причинам, стороны не хотели бы уже на начальном этапе демонстрировать некие оценочные разногласия, да и до самой сделки еще далеко: сегодня никто не может предсказать, как экономика синеокой отреагирует на президентские и парламентские выборы в РБ. А ведь пара девальваций нацвалюты приведет к резкому снижению оценочной стоимости белорусского актива.
До покупки акций ЕБРР готов предложить Белинвестбанку только банальные кредитные линии и торговое финансирование на сумму около 50 млн. евро, что не имеет никакого значения. Такое финансирование предоставляется исключительно на рыночных условиях, и его стоимость не вызывает восторга как у белорусских банков, так и у коммерческих заемщиков. Иными словами, дефицита в подобных услугах на белорусском банковском рынке сегодня нет. Не хватает именно дешевой валюты.
Впрочем, ЕБРР не торопится, а подписанный меморандум позволяет ему спокойно зарабатывать, открывая кредитные линии белорусским банкам на рыночных условиях, от которых больше пиара, нежели прибыли.
Белинвестбанк - не единственный актив, который власти страны хотели бы всучить иностранному инвестору. У государства есть еще Паритетбанк и Москва-Минск. Выбор в пользу Белинвестбанка Надольный пояснил исключительно размером этого банка (4-й по величине активов). При этом он отметил, что участие ЕБРР в приватизации других госбанков возможно только после завершения проекта с Белинвестбанком.
ЕБРР активизировал отношения с Беларусью после выхода из целого ряда проектов в РФ на фоне санкций Запада. В феврале Беларусь, только что закончившую очередную 40% девальвацию нацвалюты, посетил глава ЕБРР и встретился с Лукашенко, где и было договорено о начале модернизации Белинвестбанка. На соответствующий вопрос о причинах повышенного интереса ЕБРР к Беларуси Делей ответил «No», то есть якобы не из-за ухода из РФ.
«Если коротко, то – Нет», - сказал директор ЕБРР в РБ.
ЕБРР как и многие другие международные финансовые организации после введения санкций против РФ активно ищут альтернативные рынки для инвестиций, пересматривая при этом политическую составляющую отношений с целым рядом стран.
И Беларусь тому не исключение. Во многих странах и на многих языках «No» не всегда означает отрицание.