На первой публичной после своего назначения на пост главы Нацбанка РБ пресс-конференции Павел Каллаур напомнил журналистам, что не любит термин «девальвация», предпочитая более политкорректное слово «корректировка».
Он также намекнул, что смена главы НБ РБ и части правительства, включая премьера, были отчасти спровоцированы уже третьей по счету девальвацией нацвалюты, и пообещал, что стране в обозримом будущем (читай, пока он у руля Нацбанка) не придется переживать «ужасы» очередной одномоментной корректировки.
Каллаур в очередной раз подтвердил, что отныне политика Нацбанка сводится к рыночному определению текущего курса нацвалюты, подразумевающему отказ от использования ЗВР на поддержку курса зайчика.
В качестве подтверждения выполняя своих обещаний глава НБ РБ обратил внимание на волатильность курса белорусского рубля в 1 квартале. Он также сообщил, что за 4 месяца Нацбанк не потратил ни цента из ЗВР на поддержку курса, а в апреле и вовсе выступил покупателем излишков валюты.
Впрочем, на сегодняшний день, у Нацбанка достаточно административных рычагов для скрытого регулирования курса рубля таким образом, чтобы не пришлось прибегать к интервенциям.
Каллаур напомнил, что для обеспечения большей прозрачности курсовой политики и в целом действий НБ РБ планируется перевести валютные торги на БВФБ в режим непрерывного двойного аукциона (стандартный способ ведения торгов на цивилизованных площадках), что при существующем нормативе обязательной продажи в 30% является заметной либерализацией процесса курсообразования.
«Это позволит снять сомнения (в справедливости курсообразования) у субъектов хозяйствования», - заявил Каллаур.
По его словам, валютные торги в новом режиме планируется запустить с 1 июня, и сегодня вопрос сводится только к технической готовности БВФБ и собственно самих банков.
Регулятор продолжит свое участие в торгах, но это участие будет ограничено необходимостью сглаживания возможных курсовых всплесков. Фиксированного и стабильного курса зайчика глава НБ РБ больше не обещает.
«Важно к этому привыкнуть. Экономика должна быстро адаптироваться к плавающему курсу», - заключил Каллаур.
Впрочем, во многом всё вышесказанное будет зависеть от того, насколько власти смогут сохранять текущий уровень ЗВР, борясь с потребительским импортом и обеспечивая поступление валютной выручки.