Беларусь рассчитывается с Газпромом за поставляемый газ российскими рублями, заявил в эфире российского телеканала Россия-24 начальник финансово-экономического департамента «Газпрома» Андрей Круглов.
Новость разлетелась в интернете, причем с комментарием экспертов, что именно переход на российкие рубли позволил Беларуси на несколько месяцев отсрочить 40% девальвацию белорусского рубля.
Круглов сказал, что Беларусь «давно», а не с конца прошлого года, платит за газ белорусским рублями. Даже если это и так, то ровным счетом не облегчает валютную судьбу Беларуси.
Во-первых, можно предположить, что белорусская компания и дочка Газпрома – Газпром Беларусь (бывший Белтрансгаз) – перечисляет в головной офис оплату в российских рублях. Однако стоит напомнить, что согласно межправительственному соглашению между РБ и РФ о покупке Белтрансгаза местные белорусские облгазы, поставляющие газ конечным потребителям и оставшиеся в собственности государства, обязаны платить бывшему Белтрансгазу не в белорусских и даже не в российских рублях, а в долларах США.
Во-вторых, можно предположить, что обе стороны перешли на расчеты в российских рублях, чтобы застраховать себя от санкций, введенных США и Западом против банков, осуществляющих газовые расчеты между двумя странами.
В-третьих, и это главное: расчеты за газ в российских рублях никак не улучшают валютное положение Беларуси, как не могут улучшить и расчеты в российских рублях за поставляемую в РБ нефть по одной простой причине: Беларусь покупает нефть и газ по цене, установленной в долларах США.
Весь сногсшибательный экономический смысл, когда речь заходит о расчетах в национальных валютах, появляется только тогда, когда контракты заключаются в национальных валютах. В противном случае, речь идет о банальной конвертации по текущему рыночному курсу. С таким же успехом, Беларусь сегодня может платить Газпрому за газ йенами, бразильскими реалами, юанями и даже монгольскими тугриками.
Но не белорусскими рублями, и даже не по фиксированной на год цене в российских рублях. В долларах и с привязкой к мировой цене на нефть.