Брифинг министра экономического развития Алексея Улюкаева по итогам прошедшего во вторник совещания по финансово-экономической ситуации в России. Стенограмма:
А.Улюкаев: Уважаемые коллеги, сейчас мы – представители Правительства Российской Федерации и Банка России – обсудили нынешнюю очень непростую ситуацию на внутреннем валютном рынке, в целом на денежном рынке, и наметили набор мер, который должен способствовать стабилизации ситуации.
Ситуация очень сложная, но не мы первые, не мы последние, которые проходят через сходные обстоятельства. Здесь очень важно обеспечить единство действий Банка России и Правительства. Эти действия будут направлены на то, чтобы обеспечить больший баланс спроса и предложения на внутреннем валютном рынке через увеличение предоставления валютной ликвидности Банком России, смещение акцентов предоставления рефинансирования с рублёвого на валютное по тем же инструментам, тем же залоговым объёмам, которые есть сейчас, с тем чтобы, с одной стороны, увеличить предложение валюты, с другой стороны, уменьшить спрос на неё через свободные рублёвые ликвидные активы.
А с другой стороны, очень важно в этой ситуации поддержать банковский сектор, добиться гарантии его бесперебойной работы с точки зрения обеспечения быстрого эффективного прохождения платежей и расчётов и обеспечения кредитования качественных заёмщиков.
В этой связи обсуждались и наметились меры, в том числе и меры, требующие законодательных изменений, изменений нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативной базы Банка России, в части дополнительной капитализации российских банков, в части обеспечения большего надзорного и регулятивного комфорта для банков, который позволит им эффективно выполнять свои обязательства в этой непростой ситуации.
Вопрос: Обсуждался ли вопрос о возможности стабилизации курса?
А.Улюкаев: Безусловно, всё то, о чём мы говорим, – это именно о стабилизации курса. Мы считаем, что, конечно, курс сейчас не соответствует фундаментальным макроэкономическим обстоятельствам, и в общем видно даже, как он отрывается и от динамики, от конъюнктуры нефтяных цен. Это свидетельствует о том, что это просто определённые расчёты и ожидания участников рынка. Наверное, мы в состоянии дать более верные ориентиры ожиданиям участников рынка через вот те меры по дополнительным предложениям валютной ликвидности, о которых я говорил, через меры по уменьшению объёмов оборота рублёвой ликвидности.
Вопрос: Обсуждается ли введение мер валютного контроля в каком-либо виде?
А.Улюкаев: Нет, не обсуждается, ни в каком виде.
Вопрос: Разбор причин срыва в пике курса проводили? Кто виноват?
А.Улюкаев: Кто виноват и что делать? Мы больше занимались тем, что делать.
Вопрос: А как вы оцениваете решение о ставке, насколько оно своевременно? Может быть, раньше надо было это существенно поднимать?
А.Улюкаев: Вы знаете, мы все крепки задним умом. Конечно, надо было поднимать раньше, но ты никогда не знаешь тот момент, когда нужно делать раньше. Поэтому я считаю, что в целом это ответственный шаг, и если мы сможем этот ответственный шаг подкрепить теми мерами, о которых я сейчас сказал, а я уверен, что мы сможем подкрепить, то результат не заставит себя ждать.
Вопрос: Сильно придётся пересматривать прогнозы по дальнейшему развитию экономики в этой ситуации?
А.Улюкаев: Пока не могу ответить на этот вопрос. Надеюсь, что не очень сильно, потому что всё-таки большинство рисков, связанных с нефтяной конъюнктурой, связанных с санкционным режимом, а именно он оказывает давление на финансы компаний, которые не могут рефинансировать свои обязательства на глобальном рынке капитала, в основном уже заложено в тот прогноз, который был сделан к началу этого месяца. Поэтому коррективы, безусловно, потребуются, но не думаю, чтобы они были значительными.
Вопрос: Вы можете сказать, в чём сейчас следует хранить сбережения россиянам?
А.Улюкаев: Ровно в том же, в чём хранили до сих пор.
Вопрос: Каков обоснованный курс рубля сейчас?
А.Улюкаев: Вы хотите, чтобы я назвал эту цифру? Мне это очень трудно сделать. Цифры называть не буду.
Вопрос: Те или иные программы поддержки, которые предполагают привязку к ставкам, например субсидирование ставок для аграриев по кредитам, сегодня Минсельхоз уже об этом заговорил… Сейчас такое обсуждается?
А.Улюкаев: Да, мы обсуждаем механизмы поддержки этих приоритетных проектов. Это касается и проектного финансирования, и поддержки импортозамещения, и поддержки сельского хозяйства, каким образом обеспечить исполнение тех проектов, которые были инициированы.
Вопрос: А каким образом их поддержать?
А.Улюкаев: Именно теми способами, о которых мы говорим: субсидирование процентных ставок, укрепление капитальной базы банков, которые принимают участие в этих проектах. Конечно, этими способами.
Спасибо большое.