Замедление российской экономики носит структурный характер, и Центральный банк не может подстегнуть рост мерами денежно-кредитной политики, поскольку снижение процентных ставок приведет лишь к всплеску инфляции, сказала глава ЦБР Эльвира Набиуллина на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
По ее словам, Центробанк сможет подумать о снижении ставок, лишь когда будет уверен в среднесрочном прогнозе инфляции на уровне 4 процентов, а риски финансовой нестабильности - снизятся. Ключевая процентная ставка находится в РФ на уровне 7,5 процента годовых, как и, по словам Набиуллиной, инфляция в годовом выражении.
"Для нас принципиально важно снизить инфляцию и снизить инфляционные ожидания. К сожалению, в силу характера замедления экономического роста, мерами денежно-кредитной политики мы не можем поддержать экономический рост", - сказала глава ЦБР.
"Замедление экономического роста носит прежде всего структурный характер - это иллюстрируется низким уровнем безработицы... и скорее всего, он будет сохраняться таким же низким достаточно длительное время в том числе, в силу демографии, загрузка конкурентоспособных производственных мощностей очень высокая, наш анализ показывает, что отрицательный разрыв выпуска - очень небольшой".
ВВП России в первом квартале 2014 года вырос, согласно предварительным данным Росстата, на 0,9 процента к аналогичному периоду 2013 года после роста на 2,0 процента в четвертом квартале и на 1,6 процента в первом квартале 2013 года.
Министр экономики Алексей Улюкаев говорил в середине апреля, что его ведомство зафиксировало спад ВВП в первом квартале на 0,5 процента по сравнению с четвертым кварталом из-за падения инвестиций. При этом во втором квартале Минэкономики не исключает рецессию: сокращение ВВП может составить 0,1 процента .
Безработица в РФ по итогам апреля составила 5,3 процента экономически активного населения.
"В этих условиях снижение процентных ставок ЦБ может привести только к росту инфляции, и при этом мы не сможем стимулировать экономический рост. Мы сможем перейти тогда в достаточно негативный сценарий, когда у нас будет расти инфляция и замедляться темпы экономического роста. Это, на мой взгляд, абсолютно недопустимо".
"Мы будем анализировать ситуацию и в этом году: если риски финансовой нестабильности будут сокращаться и инфляционные ожидания будут также снижаться, и мы будем уверены, что в среднесрочной перспективе мы выходим на ту траекторию инфляции, которую мы наметили, это постепенное снижение до 4 процентов - для нас очень важна именно среднесрочная траектория - мы рассмотрим вопрос о снижении процентных ставок", - сказала Набиуллина, охарактеризовав риски инфляции в настоящий момент как "достаточно серьезные".
Центробанк РФ уже в конце марта признал риски превышения инфляцией целевого значения на этот год в 5 процентов, но понадеялся, что рост потребительских цен в этом году не превысит 6 процентов.
Минэкономики РФ повысило прогноз инфляции в 2014 году до 6 процентов, а российский президент Владимир Путин допустил, что рост цен в этом году достигнет 6,5 процента - верхней планки ориентира Центробанка с учетом 1,5-процентного отклонения.
Инфляция в 2013 году составила 6,5 процента.
Набиуллина повторила, что в этом году Центробанк рассчитывает выйти на инфляцию в 6 процентов.
"Адекватным для России мы считаем среднесрочный ориентир инфляции 4 процента. Наша задача - выйти на устойчиво низкие темпы 4 процента", - сказала она.
По ее словам, экономика находится в стадии структурных изменений и модернизации, и 4 процента - "как раз тот уровень инфляции, который дает возможность проводить такие изменения".
"Инфляция выше этого уровня не дает стимулов для долгосрочных сбережений граждан и снижения процентных ставок и не дает определенности для бизнеса", - сказала Набиуллина.
Глава Центробанка считает, что рост экономики в ближайшее время должен быть инвестиционно ориентированным.
"Для его финансирования нужны длинные деньги... Пока финансовая система РФ не в состоянии генерировать такие ресурсы", - сказала Набиуллина.
"Совершенно очевидно, в ближайшее время нужно делать ставку на то, чтобы создавать условия для долгосрочного отечественного инвестора, и это задача и для правительства, и для ЦБ. Эта задача стоит в центре нашей политики и денежно-кредитной политики, и политики усиления банковского надзора и регулирования".
Набиуллина отметила замедление оттока капитала из России в апреле, а в первом квартале, он, по ее словам, был прежде всего связан с ожиданиями изменения курса рубля с ростом инфляционных ожиданий.
"Две трети оттока капитала (в первом квартале) - это так называемая внутренняя конвертация в связи с тем, что в начале марта возросли риски неопределенности, связанной с геополитической ситуацией; многие граждане и компании стали конвертировать свои сбережения из рублей в доллары в ожидании снижения курса и покупать наличный доллар. Из $63 миллиардов по уточненным оценкам, чуть больше $10 миллиардов - люди купили наличные", - сказала глава ЦБР.
"Отток, связанный с бегством из российской юрисдикции, поиском более эффективного вложения средств в экономиках других стран, он в начале 2014 года оставался приблизительно на уровне 2013 года. Подтверждение этому: в апреле увидели, что происходит некоторая стабилизация ситуации - отток капитала с учетом свопов составил $4,6 миллиарда".
Падение стоимости российских активов на фоне кризиса на Украине, стремительно ускорившееся после заявлений Кремля о возможности военной защиты русскоязычного населения соседней страны и аннексии Крыма, замедлилось по мере спада геополитической напряженности и сменилось ростом.
"Поэтому, с учетом того, что и курс рубля стабилизировался... мы видим резкое снижение оттока капитала, - сказала она. - Если ситуация будет стабильной, то на наш взгляд, не будет роста такого оттока капитала; пока наша рабочая оценка в целом по 2014 году - $85-90 миллиардов, то есть предполагает резкое замедление во втором, третьем и четвертом квартале".
"Если в стране будет создана среда надежного эффективного инвестирования с защитой прав собственности и сохранения сбережений, то тогда отток капитала, вызванный этими причинами, а не причинами внутренней неопределенности, - они будут отходить, и мы увидим возврат средств в российскую экономику. Я считаю, что это реально сделать, главное - быть последовательным".
"На мой взгляд, проведение структурных реформ не должно быть ни в коей мере связано с принесением в жертву макроэкономической стабильности - низкой инфляции, низкого бюджетного дефицита и госдолга. Это ценности, которые были достигнуты в последние годы, и мы должны обязательно, проводя эти реформы, их сберечь".