А.Лукашенко в очередной раз подтвердил, что не способен стать финансистом и может только на уровне эмоций рассуждать о происходящих на финансовом рынке страны процессах. Впрочем, ему разбираться в этом особо и не надо, главное, чтобы вовремя кредиты подгонял.
«Процентная ставка по кредитам будет снижаться. 45% - это бешеная ставка. Это ненормально. И мы видим, что у нас есть все возможности к снижению этой ставки. Мы не можем под эти проценты кредитовать реальный сектор", - заявил сегодня Лукашенко.
Это заявление никто не оспаривает, однако интерес представляет последующее пояснение Лукашенко, почему выросли ставки по кредитам.
«…не было другого выхода, кроме как поднять процентную ставку по кредитам. Коль был ажиотажный спрос (ред. – на валюту) и у нас были не такие большие золотовалютные резервы, мы вынуждены были идти на этот непопулярный шаг. Но постепенно, тоже не обвально, мы придем к нормальному явлению", - разъяснил Лукашенко.
Видимо, у главы Нацбанк РБ Н.Ермаковой не хватило терпения или смелости разъяснить белорусскому правителю, что ради нивелирования спроса на валюту пришлось повышать ставки по рублевым депозитам, что в свою очередь привело к росту процентных ставок по рублевым кредитам, но для населения. Опять, чтобы сбить ставки по кредитам для населения, необходимо постепенно разрушать депозитную пирамиду, а это чревато очередным всплеском спроса на валюту.
Экономика живет по другим ставкам : рублевые депозиты находятся на уровне 20-25% годовых, ставка по рублевым кредитам не превышает 30-35% для коммерческих (читай – частных предприятий). Процентная ставка по рублевым кредитам для государственных предприятий находится почти на одном уровне со ставками по валюту на уровне 10-15% - для этих целей в Беларуси создан специальный банк - Банк развития.
Впрочем, может быть и хорошо, что Лукашенко не понимает детали происходящих, ведь сложно сказать в какую сторону могла бы закрутиться белорусская инфляционно-девальвационная спираль.