Спад промышленного производства, замедление экономик страны в целом, стагнация на основных рынках сбыта, чрезмерная социальная нагрузка, включая перекрестное субсидирование, запретительные ставки по краткосрочным кредитам и эмбарго на валютные (кредиты) – далеко не полный перечень причин, из-за которых ситуация во взаиморасчетах между белорусскими предприятиями ухудшается изо дня в день и вынуждает все большее количество предприятий останавливать производство, переводя сотрудников на неполный рабочий день и отправляя в отпуска.
Показательным примером является история с якобы массовыми увольнениями (около 30 человек из 157 сотрудников) на Ветковской хлопкопрядильной фабрике. Как выяснилось, речь идет о временном простое цеха.
«Этот участок работал только под «Речицкий текстиль». На сегодня ОАО «Речицкий текстиль» должен нашей фабрике 10 миллиардов рублей, мы пытаемся получить эти деньги через суд. Все люди, их 30 человек, они две трети своей заработной платы получают… Это тема только ноября месяца, потому что сегодня ведутся очень большие переговоры по погашению дебиторской задолженности «Речицкого текстиля», а пока работа участка приостановлена», — объяснила ситуацию директор Ветковской хлопкопрядильной фабрики, которую цитирует БелаПАН.
"Очень большие переговоры" ведутся везде, куда ни посмотри. Тракторный завод (МТЗ) в лучшем случае рассчитывается с поставщиками только через 9 месяцев. БелАЗ требует минимум года рассрочки по оплате сырья и комплектующих. Список – длинный. Предприятия берут кредиты только под зарплату (за невыплату могут и расстрелять) и предлагают рассчитываться складскими запасами.
С каждым днем растут долги торговых предприятий перед своими поставщиками, что, и это очень заметно, сказывается на ухудшении и без того нищего ассортимента белорусских мега и гипермаркетов.
О серьезности проблемы свидетельствует тот факт, что ей подвержены даже очень близкие к власти бизнесмены. Так, например, утверждают знакомые с ситуацией источники, один из производителей безалкогольных напитков Аква Трайпл (понятно, кому принадлежит это предприятие) остановил производство. Формально – на реконструкцию/модернизацию. Неформально – из-за огромной дебиторки.
Власти молчат. И понятно почему – проблемы с расчетами могут стать большой ложкой дегтя в бочку благостных рассуждений о том, как страна выкарабкивается из всевозможного числа неурядиц, косяков и кризисов. Однако на самом деле, все возвращается к тем временам (2-я половина 90-х), когда экономика страны могла в любой момент войти в состояние клинча, если бы не проводимые республиканские дни взаиморасчетов.