Последнее обновление: 26.11.2024 18:00

Задание на осень. Часть 3

Лететь в пропасть можно и без крыльев… (Швейк)

Деньги

В понедельник, 23 сентября 2013 г., в Сочи, третьей, южной столице России, состоится саммит ОДКБ. Как уже объявлено Кремлем, отдельной встречи президентов России и Беларуси на данной встрече не планируется, как впрочем, не ожидается и свидание премьеров двух стран на евразийском Совмине (24 сентября) (http://afn.by/news/i/184882), что ставит под удар все попытки белорусского руководства решить свои многочисленные проблемы. Главная из них – финансовая. Деньги белорусским властям нужны срочно и по примерным аналитическим расчётам – уже не менее 2 млрд. долларов в месяц (в августе получалось, что необходимо не менее 1,5 млрд. долларов).

Здесь необходимо сделать некоторое отступление: стоит напомнить, что до настоящего времени Республика Беларусь и так получает от России не менее 8-9 млрд. долларов в год преференций и дотаций, включая нефтяной аванс за вступление в Таможенный союз. Но проблема в том, что финансово-ресурсной поддержки в прежних объемах республике давно не хватает, а больше Россия вряд ли предоставит, считая, что расхваленная белорусская экономическая модель в условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства должна проявить себя с наилучшей стороны, что в свою очередь позволит республике решить свои финансовые проблемы.

Возвращаясь к современным экономическим проблемам Беларуси, необходимо сказать, если вышеназванную сумму (2 млрд. долларов) в ближайшие три недели найти не удастся, то не избежать серьезной девальвации белорусского рубля в середине октября, о чем автор этих строк предупреждал еще летом.

Но и в ближайшие недели не стоит расслабляться, так как в принципе, девальвация уже идет: отмечается устойчивая закупка населением и даже высшей номенклатурой конвертируемой валюты, а также много миллиардные рублевые кредиты, которые тут же вкладываются в недвижимость. Национальный Банк, стремясь привлечь рублевую массу на счета, не оставляет попытки поиграть ставками рефинансирования, финансовые спекулянты уже готовятся нажиться на обвале курса белорусского рубля.

Кроме того, ОАО «Беларуськалий», совсем недавно считающееся крупнейшим «валютным цехом» страны, уже прочно село на шею государственного бюджета, мгновенно превратившись после ухода «Уралкалия», в дотационное предприятие (http://afn.by/news/i/184800). На этом фоне в последние недели возникло ощущение, что у белорусского руководства просто опустились руки, и оно обреченно ждет или валютного «подарка» от России или девальвации.

Между прочим, а где столь разрекламированный несвязанный кредит из Китая, о котором так радостно говорили белорусские СМИ после визита белорусского президента в Пекин? Да и сам Лукашенко не раз о нем вспоминал об этом кредите в формате расширения поддержки со стороны КНР белорусского правящего режима. К сожалению, такого рода обещания, которые не сбываются, стали привычным фоном практически любого зарубежного визита белорусского президента.

Итак, проблема, с которой входит белорусская власть в осенний политический сезон, традиционна и привычна для суверенной республики: денег опять нет. Где их взять?

Нефть

Всего неделю назад мы могли наблюдать в «официальном Минске» совсем другую, более оптимистичную картину. Белорусская высшая номенклатура ликовала, провожая обратно в Москву российских «нефтяных баронов». Стоит напомнить, что глава «Роснефти» обещал решительно всё. Объемы предполагаемых поставок зашкаливали, что в итоге привело аналитиков в замешательство, так как уже и детям стало понятно, что белорусские НПЗ столь заманчивые объемы (23 млн. тонн) в принципе переработать не смогут. Заводы далеко не резиновые, но это не остановило А. Лукашенко, для которого российская нефть является наилучшим решением валютной проблемы.

Однако на пути российской нефти в Беларусь «лежит» «Транснефть» и вице-премьер А. Дворкович – почти легендарная персона из российских властным кругов. Так что И. Сечин и его «Роснефть» в сложившейся финансовой ситуации в республике оказались в роли армии Венка в последние дни обороны столицы Третьего рейха: «дивизии наступают»/ «деньги/нефть уже на пути в Беларусь»… В общем, типичная атмосфера «бункера».

Итак, без переговоров с «российскими негодяями» не обойтись.

Переговоры

Однако, был бы неожиданностью и даже политической сенсацией тот факт, если бы вдруг В. Путин сел за стол основательных и полномасштабных переговоров с пиратами, предлагающими выкупить, попавших в их руки заложников. Такого рода «сомалийский саммит», безусловно, открыл бы для Минска огромные перспективы: неограниченный сезон охоты на представителей российского истэблишмента. В свою очередь Москва получила бы развернутый прейскурант.

Стоит напомнить, что во времена великого князя владимирского и московского Василия III (отца Ивана Грозного), когда постоянные набеги шаек казанских татар на восточные границы княжества и захваты заложников серьезно напрягли Кремль и московскую казну, был введен специальный налог для выкупа русского населения, попавшего в татарский полон. Потом, справедливости ради, стоит сказать, что проблему Казани как-то решили…

В рамках возникшей между Россией и Беларусью проблемы «торговли людьми», видимо придется что-то делать и с М. Мясниковичем, который, безусловно, войдет в мировую историю, как первый премьер-министр, которого использовали в качестве «приманки» для захвата заложников. Естественно, мы, как люди информированные, понимаем, что белорусский премьер не имеет ничего общего с решением А. Лукашенко «схватить этого мерзавца», но осадок ведь остался. Сейчас М. Мясникович, никогда не отличающийся эффективным менеджментом, оказался в статусе политического «трупа», а с ним вместе и белорусское правительство стало напоминать властный морг. Кто ж будет с «трупами» встречаться и даже переговариваться.

Поразило то, что М. Мясникович ведет себя сейчас так, словно использование его в качестве приманки входит в перечень премьерского функционала. Хотя, по идее, если мы имеем дело с представителем белорусского истэблишмента, то отставка должна быть запрограммирована в комплекте с разгромной пресс-конференцией.

Демонстративный уход в отставку М. Мясниковича способствовал бы определенной разрядке калийного конфликта, но одновременно оставлял А. Лукашенко в роли основного дирижера скандала. Но, видимо, это только фантазии, так как настоящей элиты в РБ нет и пока быть не может.

Итак, чтобы сесть за стол переговоров с В. Путиным, белорусским властям необходимо избавиться от В. Баумгертнера.

Заложник

С первого дня захвата В. Баумгертнера было понятно, что генеральный директор «Уралкалия» в белорусской тюрьме означает для Беларуси зажигалку на сеновале. Сколько не мучай сотрудников КГК и КГБ заданием, «нарыть» что-либо на топ-менеджера крупнейшей на мировом калийном рынке кампании, выполнить это оказалось невозможно. Уголовное дело не складывается, разваливаясь еще на старте. В этих условиях ситуация, описанная еще две недели назад: «чем больше сидит в белорусской тюрьме В. Баумгентнер, тем ближе девальвация белорусского рубля, тем меньше нефти поступит на белорусские НПЗ, тем меньше валюты в стране и все более химеричны надежды на иностранные инвестиции» – стала очевидной для самых недальновидных. (Задание на осень 2013. Часть I. Калийная война. 08.09.13. http://politoboz.com/content/zadanie-na-osen-2013).

Однако, только 19 сентября, видимо, убедившись, с одной стороны, что суд над В. Баумгертнером рискует превратиться в демонстрационный для всего мира фарс, а с другой – обрекает республику на безусловный и неотвратимый экономический коллапс, А. Лукашенко решил дать задний ход, что могло свидетельствовать только об одном: авантюра белорусского президента на калийном рынке завершилась полным провалом.

Однако, по белорусской традиции, любой провал во взаимоотношениях с Москвой всегда должен выглядеть оглушительной победой и поэтому очень интересно обратиться к аргументному ряду белорусского президента.

Провал

Надо отдать должное А. Лукашенко. 19 сентября, в преддверии саммита в Сочи, он не стал юлить, а сразу поднял главную тему: предстоящая встреча с президентом России. Понятно, что В. Путин не будет встречаться с белорусским «полевым командиром», занимающимся продажей заложников. Отсюда и призывы А. Лукашенко к Кремлю закрыть глаза на белорусские «проделки»: «Скажу сразу — те, кто рассчитывал, что калийные проблемы подорвут отношения двух государств, жестоко просчитались. Мы сразу исходили и сегодня исходим из того, что никаким жуликам и проходимцам не удастся вбить клин между двумя президентами и народами» (http://www.sb.by/post/153086/). Это заявление на следующий день было фактически прокомментировано помощником президента России Юрием Ушаковым «Пока двусторонней встречи в Сочи не планируется…» (http://afn.by/news/i/184868), так что так и осталось непонятным, кто вдруг «жестоко просчитался». Россия ждет безусловного освобождения своего гражданина.

В создавшихся условиях и Лукашенко готов буквально вытолкнуть В.Баумгертнера в Россию (19 сентября): «Более того, если российские следователи будут заинтересованы в экстрадиции соответствующего задержанного, то я здесь тоже не вижу особых препятствий. Мы абсолютно за него не держимся. Если действительно по закону разберутся, а на той стороне ущерб колоссальный, и он виден невооруженным глазом. Поэтому, если вдруг понадобится, мы не должны препятствовать и этому. Надо сделать все, чтобы вместе с россиянами мы исследовали этот конфликт, и что за ним стоит. А за ним стоит многомиллиардная сумма денег, потерянных Беларусью и Россией, и определенные высокопоставленные жулики в Российской Федерации… А нанесенный Беларуси ущерб должен быть возмещен полностью: все, что было украдено у нас, должно быть возвращено до копейки». ((http://www.sb.by/post/153086/).

Это очень важное заявление белорусского президента и оно требует отдельного комментария:

- ссылка на то, что российские Генеральная прокуратура и следственные органы проявляют интерес к задержанию В. Баумгертнера А. Лукашенко, как и официальные белорусские СМИ, усиленно интерпретируют в качестве безусловного свидетельства признания российской стороной виновности генерального директора «Уралкалия». Однако на самом деле, российские власти пытаются добиться от Минска обоснования причин задержания и содержания российского гражданина в белорусской тюрьме. Понятно, что разница огромная. До сегодняшнего для ничего внятного белорусские власти ни В. Баумгертнеру, ни Москве не предъявили , что не мешает им вести лживую кампанию в своих электронных СМИ. По сути дела А. Лукашенко в данном случае совершает обыкновенный подлог.

- если, как говорит А. Лукашенко, Минск «абсолютно не держится» за В. Баумгертнера, то спрашивается, зачем хватали, летели в аэропорт, на ходу клепали версии, сразу заявляли об обвинениях, лгали о запросах Интерпола? Помимо этого, почти весь белорусский Интернет взорвался проклятиями в адрес «российских воров, обокравших белорусский народ», «российских жуликах» и, естественно, «негодяях», а сам Лукашенко самозабвенно пиарился в роли «гонителя» российских олигархов. А сейчас «главного жулика» и «врага белорусского народа» отдать России без суда? Между прочим, человека держали почти месяц в тюрьме…

- ссылки на то, что деятельность В.Баумгернера нанесла ущерб России –голословны. Белорусская сторона еще не смогла, да и потом не сможет документально оформить ущерб, который якобы нанесла деятельность топ-менеджеров «Уралкалия» Беларуси, а для белорусского президента уже сейчас очевидны даже собственно российские убытки. Это как-то смешно, так как стоило бы в первую очередь в своем «огороде» прополку сделать, прежде чем кивать на бардак за «забором».

Кроме того, не стоит забывать, что никакого уголовного дела в России в связи с деятельностью «Уралкалия» нет. То есть, в случае депортации В. Баумгертнера в Россию, он будет немедленно освобожден. Понятно, что в этом случае Минск не получит никаких столь им желаемых финансовых компенсаций. Справедливости ради, хотелось бы заметить, что и объем компенсаций белорусские власти не доказали. В итоге, Минск вообще ничего и никому не доказал… Итак, перед нами очевидный провал. Но это еще полбеды…

Логика

К сожалению, логика в аргументации белорусского президента нарушена самым грубым образом.

В одном месте своего спича от 19 сентября А. Лукашенко заявляет о том, что «Уралкалий» банкрот и даже дает указание проинформировать Лондонскую и Московскую фондовые биржи, которые должны проверить российскую калийную компанию, чтобы в другом месте своего монолога, говоря о «сценариях», заявить: «Изменятся хозяева, придут люди, которые заинтересованы в производстве, прежде всего калийных удобрений на предприятии «Уралкалий», мы готовы с ними работать» (http://www.sb.by/post/153086/).

То есть, если мы правильно поняли г-на Лукашенко, то белорусская сторона готова работать с «банкротом»? С тем самым, у которого «все развалилось», «города провалились» (Березники действительно перетаскивают на другое место, но это уже давно известная и просчитанная история, которая в предыдущие годы не очень волновала официальный Минск), и которого белорусский президент уже «заложил» ведущим фондовым биржам мира? Это уже не смешно…

Такой логический дисбаланс указывает на то, что А. Лукашенко оправдывается и пытается сохранить лицо.

В итоге

Калийный скандал подходит к естественному концу. Его пролонгация приносит белорусской экономике и правящему режиму уже невосполнимый ущерб. Есть и целый ряд негативных последствий, которые необходимо ранжировать на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

К краткосрочным, следует отнести перспективы девальвации белорусского рубля, которая, если ситуация с Россией не поменяется, республике обеспечена. Здесь же найдется место нефтяной и финансовой проблеме. Эти вопросы текущей осени должны быть решены в первой половине октября. В принципе, данная проблематика и составляет осеннее задание А. Лукашенко.

Стоит напомнить, что решения вышеназванных вопросов сейчас блокировано «сидельцем» Баумгертнером. Если финансовой помощи от Москвы А. Лукашенко не добьется, то очень скоро за арест генерального директора «Уралкалия» будет рассчитываться весь белорусский народ.

К среднесрочным последствиям необходимо отнести процессы, которые проявятся в ближайшие месяцы и будут основаны на опыте калийного скандала: перспективы создания автохолдинга МАЗа и КАМАЗа, модернизация пяти производственных объектов на территории РБ, резкое снижение иностранных инвестиции в белорусскую экономику и т.д. Есть и политические последствия – резкое снижение и так невысокого статуса Союзного государства, внешнеполитическая изоляция белорусского руководства расширится на российском направлении, уголовное дело в России в отношении «белорусских негодяев», организовавших аферу с растворителями и т.д.

Но наиболее разрушительный эффект для экономики Беларуси будут иметь долгосрочные перспективы: зарубежные инвестиции станут окончательно недоступны для Минска, состоится полное вытеснение А. Лукашенко на политическую обочину региональной политики, ускорится эмиграция наиболее образованного и квалифицированного населения, включая молодежь. Захват В. Баумнертнера может оказаться тем толчком, который называется эффектом «домино»: свеча упала – усадьба сгорела. «А в остальном, прекрасная маркиза…»

Необходимо отметить еще один среднесрочный эффект от калийного скандала: судьба «Беларуськалия» висит на волоске. 20 сентября, на следующий день после того, как А. Лукашенко объявил о банкротстве «Уралкалия», его бывший партнер – «Беларуськалий» обратился к российскому Сбербанку с просьбой пролонгировать полученные ранее кредит в миллиард долларов. Так кто в реальности банкрот?

Что остается?

Понятно, что «Беларуськалий» пока не может работать на мировом рынке в одиночку. Продажи мизерные. Но менеджеры белорусского калийного предприятия активно ищут возможности зацепиться за мировых импортеров калий. Рано или поздно к ним придет успех, если они успеют… За «углом» мирового рынка уже притаился «обанкротившийся» «Уралкалий» и…

А.Лукашенко, который в ходе многолетней авантюрной деятельности в сфере газового транзита, в итоге продал вместе с «Белтрансгазом» транзитный статус Беларуси, сейчас имеет шанс оказаться могильщиком еще одной стратегической отрасли белорусской экономики – калийной. В итоге, остается только нефтехимия. Пока остается… Стоит напомнить, что белорусская номенклатура до сих пор не может простить А. Лукашенко «Белтрансгаз».

Думается, что А. Лукашенко давно пора перестать носиться по коридорам АП РБ и на всех кидаться, а сесть и спокойно подумать о своём будущем.

Это самое важно для него в эти сентябрьские дни…

Андрей Суздальцев, Москва, 22.09.13, Politoboz



<Август 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Сентябрь 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
Политика